Министерство Экономического Развития раскритиковало и дало отрицательное оценочное заключение по проекту Федерального Закона, инициатором которого по поручению зампреда Правительства РФ стал Минстрой. Однако законопроект касался внесения изменений в КоАП РФ о наделении органов ГЖН полномочиями по составлению протоколов об административных нарушениях по ст.9.16 КоАП РФ за несвоевременную установку ОДПУ.
Но Минстрой решил сделать “ход конём” и включить туда изменения по ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”, ужесточив наказание для управляющих организаций за неправильное начисление платы за ЖКУ. Однако Минэкономразвития пресекло эту попытку, сославшись на то, что в данной статье Кодекса уже содержится наказание для неправомерного завышения стоимости услуг и работ.
Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ487071
Минстрой предлагал новые штрафы для УК
В своём законопроекте Минстрой предлагал ввести новые штрафы для управляющих компаний за неверное начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Напоминаем, что 28 декабря 2015 года вступила в силу новая редакция ст.157 ЖК РФ, часть 6 которой устанавливает обязанность виновной управляющей организации за неправильное начисление КУ уплатить штраф понёсшему убытки потребителю.
Этот штраф должен быть установлен нормативно-правовым актом Правительства РФ. Но Минстрой решил не дожидаться опубликования этого правительственного НПА и ввести административную ответственность за данное нарушение УК в КоАП РФ.
Так, министерство предложило дополнить ст.14.6 КоАП РФ частью 4 следующего содержания:
“Нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
- на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
- на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.”
Хотя в ч.1 ст.14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования” указано наказание, которое распространяется также и на управляющие организации:
“Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет;
- на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.”
Минэкономразвития отрицательно высказалось против предложенной Минстроем меры воздействия на управляющие организации, поскольку посчитало, что такими огромными штрафами можно легко их разорить и обанкротить.
Читайте также, что за недобросовестную работу УК будут штрафовать и лишать лицензии
Минэкономразвития против новых штрафов для УК
Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия по законопроекту, предложенному Минстроем. Во-первых, ведомство заключило, что Минстрой вышел за рамки поручения Заместителя Председателя Правительства РФ, что уже само собой является нарушением порядка разработки законопроектов.
Во-вторых, ч.1 и 2 ст.14.6 КоАП РФ уже установлено наказание для виновных лиц в завышении или занижении регулируемых государством цен и надбавок к ним. Поэтому министерство не может поддержать инициативу Минстроя о введении ответственности за нарушение обязательных требований при расчёте размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Поскольку одна часть этих требований ещё не разработана, а другая уже урегулирована действующим законодательством.
Более того, разработчик в своей пояснительной записке к законопроекту указывает, что вводимое правовое регулирование не повлечёт за собой дополнительных расходов для субъектов предпринимательской деятельности. Но предлагаемое Минстроем наказание для УК в виде административных штрафов от 50 до 300 тысяч рублей непосредственным образом может повлечь большие убытки для управляющих организаций.
С учётом того, что правовое регулирование затронет интересы свыше 15 тысяч управляющих организаций, товариществ собственников жилья и недвижимости, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, а подобные нарушения могут быть выявлены до 100% у перечисленных выше субъектов, то это повлечёт за собой миллиардные штрафы.
По примерным подсчётам Минэкономразвития, максимально возможные административные штрафы в совокупности могут составить 4,5 миллиарда рублей. Эта огромная цифра недвусмысленно говорит о том, что значительная часть управляющих организаций может попросту обанкротиться. Поэтому министерство против такого правового регулирования.
Также ведомство отметило, что в ч.6 ст.157 ЖК РФ уже содержится ответственность для управляющих организаций, нарушивших порядок расчёта платы за ЖКУ. И эта ответственность по закону будет определена нормативно-правовым актом Правительства РФ. Более того, штрафы за данное нарушение будут уплачиваться только потребителю, понёсшему ущерб в виде излишне уплаченных денежных средств. Но никак не в казну государства через штрафы КоАП РФ.
Также Минстрой не учёл, что в субъектах и муниципальных образованиях РФ начисление платы за коммунальные услуги осуществляют сами РСО через свои единые расчётные центры, а не управляющие организации. Поэтому предлагаемое Минстроем наложение штрафа за неправильное начисление КУ должно производиться на РСО или ЕРЦ, а не на управляющую организацию.
Резюмируя свои доводы, Минэкономразвития пришло к заключению, что наложение штрафа только на исполнителей КУ противоречит ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, по которой лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Штрафные санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года №11-П). Но предлагаемые Минстроем штрафы несоразмерны с понесёнными потребителями КУ убытками.
В частности, указанные в законопроекте размеры штрафов соразмерны с оплатой за содержание и ремонт общего имущества в МКД за полгода. Наложение штрафа в таком размере может привести к банкротству и ликвидации управляющих организаций. Дисквалификация же руководителя или должностного лица УК может лишить управляющую организацию доходов даже за незначительные или неумышленные нарушения при начислении платы за ЖКУ.
Управляющие компании больше не будут предоставлять коммунальные услуги населению199660