В новом видео онлайн-журнала «Школа ЖКХ» эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов разобрал ситуации из судебной практики, когда орган ГЖН отказывал управляющим организациям во внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Узнайте, на каких основаниях ведомство это делало.

Орган ГЖН вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ на основании приказа № 938/пр

Судебные споры органа Госжилнадзора и управляющих организаций из-за отказа ведомства внести изменения в региональный реестр лицензий нередки, и иногда УО удаётся отстоять свою позицию. Эксперт Ассоциации «Р1» Павел Кузнецов в новом выпуске онлайн-журнала «Школа ЖКХ» рассказал о том, почему могут возникнуть такие ситуации и как управляющим домами оспорить такие действия ведомства:

Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️

Для управления многоквартирными домами организации, если это не ТСЖ или кооператив, необходима лицензия (ч. 1.3 ст. 161, ч. 3 ст. 200 ЖК РФ). Реестр лицензий субъекта РФ ведёт орган Госжилнадзора на основании «Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», утверждённого приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр.

Организация вправе начать управлять МКД только после того, как этот дом будет внесён в реестр лицензий (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ). Как отметил эксперт, существуют два способа включить дом в реестр. Образно он назвал их «цивилизованным» и «нецивилизованным».

В первом случае бывшая УО подаёт в ГЖИ заявление на исключение дома из её лицензии, а новая компания, с которой собственники заключили договор управления, со своей стороны направляет в ведомство заявление на включение МКД в реестр (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ). Орган Госжилнадзора принимает решение по этим обращениям в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов.

В чём заключается «нецивилизованный» подход к внесению изменений в реестр лицензий и как происходит эта процедура, узнайте из выпуска онлайн-журнала.

ГЖИ может отказать внести изменения в реестр лицензий из-за замечаний к протоколу ОСС или отсутствия копии договора управления

Павел Кузнецов в новом видео «Школы ЖКХ» подробно остановился на основаниях, из-за которых орган ГЖН может принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Среди них:

  1. Замечания ГЖИ к протоколам общих собраний.

У жилищной инспекции есть полномочия по проверке отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников (пп. «е» п. 5 приказа № 938/пр). Но при этом ничтожность не равняется оспоримости. В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, решение ОСС ничтожно в том случае, если оно принято:

  • по вопросу, не включённому в повестку дня;
  • при отсутствии необходимого кворума;
  • по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • вопреки основам правопорядка или нравственности.

Во всех остальных случаях решение общего собрания собственников является обязательным к исполнению, в том числе органом ГЖН (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ). Ведомство не может отказать УО во внесении изменений в реестр лицензий из-за нарушений, допущенных при принятии собственниками помещений решений на ОСС, если такие решения не оспорены в суде (решение АС Московской области по делу № А41-10362/2020).

  1. Требование ГЖИ к управляющей организации предоставить копии договоров управления, заключённых с собственниками, обладающими более чем 50% от общего числа голосов в доме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).

Как отметил эксперт, на этом основании ГЖИ может отказать компании во внесении дома в реестр лицензий, а правомерность таких действий подтвердил ВС РФ в определении от 10.04.2019 по делу № А17-1382/2018. При этом в судебной практике можно найти и противоположные решения, например, дело № А07-16094/2018, где ВС РФ сказал, что для внесения изменений в реестр лицензий УО предоставляет копию договора управления, условия которого утверждены решением ОСС (пп. «в» п. 3 приказа № 938/пр).

О том, какие ещё основания могут быть приведены Госжилинспекцией при отказе внести изменения в реестр лицензий и что на это отвечают суды, узнайте из видео онлайн-журнала.

УО вправе оспорить отказ органа ГЖН в судебном порядке

Случаи, когда орган ГЖН имеет право отказать УО во внесении изменений в реестр, прописаны в п. 9 приказа № 938/пр:

  • несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. п. 2, 3, пп. «г, д» п. 5 приказа № 938/пр;
  • отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом ГЖН по результатам проведённой проверки.

Если УО считает, что выполнила все требования и у ГЖИ нет оснований в отказе, она вправе оспорить решение ведомства в судебном порядке. Например, УО из Ульяновска дошла до ВС РФ и смогла добиться, чтобы он признал недействующими пп. «а», «б», «г» п. 3 № 938/пр в тех случаях, когда срок действия договора управления истёк и не был автоматически пролонгирован из-за заявления одной из сторон о прекращении действия ДУ. Об этом случае рассказывала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в одном из видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».

Подписывайтесь на YouTube-канал объединения, на обновления нашего портала и вместе с экспертами разбирайте сложные вопросы управления недвижимостью и предоставления коммунальных услуг.