С нового года произошли некоторые изменения в лицензировании управляющих компаний, в частности, добавились новые требования к лицензиатам, о которых сегодня и поговорим.

При смене юридического адреса УК – переоформление лицензии

Это не новое требование, но об этом забывают практически все УК. В ходе проверок ГЖИ управляющих компаний по всей стране были выявлены неоднократные случаи изменения лицензиатами своего места нахождения. Однако они не уведомляли об этом органы ГЖИ и не переоформляли свои лицензии. Но это является грубым нарушением, за которое может последовать серьёзный штраф для УК по ст.14.1.3 КоАП РФ как за нарушение лицензионных требований.

Во избежание повторных ситуаций ГЖИ обращает особое внимание управляющих компаний на требование ст.18 ФЗ №99 от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности". В этой статье закона сказано, что лицензию необходимо переоформить, если лицензиат сменил свой юридический адрес места нахождения.

Для переоформления лицензии управляющей компании нужно обратиться в региональный орган ГЖИ с соответствующим заявлением и документами после оплаты государственной пошлины в размере     5 000 рублей. Заявление с документами подаются в местный орган ГЖИ не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый госреестр юридических лиц.

После получения документов ГЖИ проводит внеплановую проверку управляющей компании, по завершении которой УК получает переоформленную лицензию с указанием нового юридического адреса места нахождения. Переоформленную лицензию УК получает только в случае положительного результата проведённой ГЖИ проверки.

Обновлённые сведения лицензирующий орган вносит в реестр лицензий субъектов РФ. На весь процесс переоформления лицензии УК уходит не более 10 рабочих дней.

Изменения в перечне документов для получения лицензии на управление МКД

7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25.12.2015 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Данный документ вносит изменения в п.6 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (ПП РФ №1110 от 28 октября 2014 года "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами").

С 7 января 2016 года список документов для соискателей лицензии, предоставляемый в ГЖИ, пополнился. Теперь нужно также предоставлять следующие сведения:

  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копию приказа о назначении на должность руководителя УК соискателя лицензии.

Помимо этого в ГЖИ необходимо предоставить в составе пакета документов для получения лицензии:

  • копию квалификационного аттестата руководителя УК;
  • опись прилагаемых документов.

Непредставление руководителем управляющей компании хотя бы одного из указанных в законодательстве документов служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Другие изменения в лицензировании УК

Как мы уже упоминали выше, 7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25 декабря 2015 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Документ дополнил Правила содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года). Теперь техническая документация на жилой дом также включает в себя:

  • документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта, данные о проведении их ремонта, замены, поверки, сведения об оснащении квартир собственников индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, информацию о каждом установленном счётчике (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки и контрольного снятия показаний;
  • сметы и описи работ по проведению текущего ремонта и оказанию услуг по содержанию общего имущества в МКД;
  • акты проверок и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;
  • списки собственников и нанимателей помещений в МКД, лиц, использующих общее имущество в доме на основании договора управления с УК (по решению ОСС) с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных (152-ФЗ);
  • договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД;
  • оригиналы решений и протоколов ОСС.

Также данное Постановление Правительства РФ дополнило Правила, обязательные при заключении УК договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14 февраля 2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг").

Так, в договоре ресурсоснабжения появилось дополнительное условие к уже имеющимся. Стороны договора должны в обязательном порядке подписывать акты, фиксирующие показания ОДПУ на момент прекращения обязательств УК, в том числе в связи с исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ или прекращением/аннулированием лицензии управляющей компании на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Также в этих Правилах появился дополнительный пункт, который гласит, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления МКД при исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ или при прекращении действия/аннулирования лицензии.

Документ дополнил Правила осуществления деятельности по управлению МКД (Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") целым разделом.

Новый раздел VI называется “Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием”.

В нём говорится, что при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии УК, датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала управления МКД другой управляющей компанией, выбранной общим собранием собственников или в результате открытого конкурса (ч.5,6 ст.200 ЖК РФ).

Если способ управления МКД был изменён, то датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала осуществления нового способа управления. То есть договор управления МКД будет считаться действительным между УК и собственниками до того момента, пока дом не перейдёт в управление другой управляющей компании и не будет заключён новый договор управления.

Следующий пункт данного раздела гласит, что в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия/аннулирования лицензии, то УК должна передать новой управляющей компании по отдельному акту приёма-передачи всю техническую и другую сопутствующую документацию на дом (ПП РФ №491 от 13 августа 2006 года, ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года). Документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения.

В последнем пункте нового раздела сказано, что договоры УК с подрядными организациями на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, на проведение капитального ремонта дома прекращаются одновременно с прекращением договора управления МКД, если сведения о доме исключены из реестра лицензий субъекта РФ, действие лицензии прекращено или она аннулирована.

Правовые коллизии

Однако вступившие в силу изменения вызывают некоторые правовые коллизии в трактовании жилищного законодательства. Ведь согласно ст.200 ЖК РФ, управляющая компания при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии должна надлежащим образом исполнять свои обязанности по управлению домом, выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по требованию российского законодательства до:

  • возникновения обязательств по управлению МКД у управляющей компании, избранной ОСС или по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса (ч.7 ст.162 ЖК РФ);
  • возникновения обязательств по договору управления МКД, заключённому УК с ТСЖ, ТСН, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • переходом на непосредственный способ управления домом (ч.1 и 2 ст.164 ЖК РФ);
  • государственной регистрации ТСН, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, жилищное законодательство обязует управляющую компанию, лишённую лицензии или чей дом ушёл из управления, до момента передачи этого МКД другой УК продолжать вести свою деятельность по управлению и содержанию этого дома.

Но по закону у управляющей компании, лишённой лицензии, в момент прекращения её действия или с момента ухода МКД из управления автоматически пропадает право на управление многоквартирным домом и предоставление соответствующих услуги и выполнение работ по содержанию дома.

Как быть в этом случае? Ведь в этот промежуток времени УК придётся платить подрядным организациям и своим сотрудникам за содержание МКД и управление домом. Откуда брать эти средства и как их компенсировать, если уже управляющая компания не имеет права выставлять собственникам квитанции за ЖКУ?

Кроме того, управляющей компании грозит серьёзный штраф за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии по ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ от 150 до 250 тысяч рублей. Как действовать управляющей компании в этом случае? Будем рады вашим комментариям и соображениям на этот счёт.