Управляющей организации необходимо знать, кто является собственниками, нанимателями и арендаторами помещений МКД. Без этого нельзя представить нормальную работу УО – от заключения договора управления до проведения общих собраний собственников. И конечно, УО приходится отслеживать все изменения в рядах собственников, нанимателей и арендаторов, чтобы располагать достоверной информацией.

Формируем базы данных

Базы данных собственников, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в МКД – те документы, которые входят в техническую документацию дома. Это значит, что нужно обязательно хранить их, вести учёт а в случае смены УО – передавать другой УО, ТСЖ, кооперативу или собственникам (в зависимости от новой формы управления).

Согласно пп. «а» п. 25 Приказа Минстроя РФ № 411/пр, эти списки являются неотъемлемым приложением к договору управления МКД.

Фактически базы данных представляют собой три отдельных (!) реестра:

  • собственников помещений МКД;
  • нанимателей помещений МКД (с указанием типа помещения (жилое оно или нежилое), площади помещения, количества проживающих граждан и количества комнат в жилых помещениях).
  • арендаторов общего имущества (при наличии).

Помимо этого в списках должны фиксироваться, храниться и обновляться следующие данные:

  • номер квартиры в доме;
  • паспортные данные собственников;
  • реквизиты документа, который подтверждает право собственности на помещение;
  • доля собственности;
  • подпись и дата.

Эти реестры обновляются по мере изменений в составе собственников и нанимателей. Естественно, нет необходимости обновлять их каждый день. Мы рекомендуем вам обновлять информацию в базах данных один раз в квартал.

Обновление баз данных

УО не только собирает, хранит, но и обновляет информацию о собственниках, нанимателях и арендаторах помещений в МКД (пп. «а», «б» п. 4 раздела II ПП РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»). Напомним, что решение о заключении договоров аренды общего имущества МКД принимается на ОСС.

Актуальные списки ведутся в той форме, в которой это удобно УО: в электронном виде, на бумаге или и те, и другие. Лучше вести электронную таблицу: в неё проще оперативно вносить изменения.

Списки ведутся с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных.

Почему базы данных важны для ОСС

Точными сведениями о собственниках жилых и нежилых помещений УО должна располагать перед проведением ОСС – в первую очередь для уведомления всех собственников о предстоящем собрании (п. 4 ст. 45 ЖК РФ). Кроме того, так же важно иметь сведения и о доле собственности, поскольку голоса на ОСС определяются не исходя из количества голосующих людей, а исходя из тех квадратных метров, которые находятся у них в собственности, как это закреплено в ч. 3 ст. 48 ЖК РФ. Соответственно, на основе этой информации УО определяет:

  • есть ли на собрании кворум;
  • приняты ли вынесенные на голосование вопросы.

Точными данными о доле собственности располагает Росреестр. Если есть сомнения в той информации, которой вы располагаете, можно обратиться в Росреестр и получить информацию о том, кому какая доля принадлежит.

В случае если у вас отсутствуют сведения о собственниках помещений, мы предоставим вам выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону 8 800 500-65-61.

Базы данных и выписки из ЕГРП

Большую помощь в ведении баз данных может оказать ГИС ЖКХ, а именно та информация, которую в систему вносит Росреестр из госкадастра недвижимости и ЕГРП в соответствии с Приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ № 311/612/пр от 24.08.2015, где приведён полный перечень.

Среди этих сведений в том числе:

  • описание объекта недвижимости;
  • сведения о вещных правах на объект недвижимости;
  • информация о правообладателе: для физического лица – ФИО, СНИЛС или наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (при отсутствии СНИЛС); для юридического лица, органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления – полное наименование, ИНН, основной государственный регистрационный номер; для иностранного юридического лица и международной организации, созданной на территории РФ – полное наименование, страна регистрации, регистрационный номер, ИНН (при наличии);
  • вид права собственности (если зарегистрировано право общей долевой собственности, указывается размер доли в праве);
  • сведения об ограничении права собственности для аренды жилого, нежилого помещения в МКД, жилого дома, его части или помещения, являющегося общим имуществом собственников помещений в данном доме, или для найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (вид, дата госрегистрации, номер государственной регистрации), срок действия ограничения права.

Если нужной информации в ГИС ЖКХ нет, можно самостоятельно получить выписку из ЕГРП, отправив запрос в Росреестр. Порядок выдачи сведений из ЕГРП утвердил недавний приказ Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 N 357, который вступил в силу 12 сентября этого года.

Запрос можно оформить в отделении Росреестра и кадастровой палаты и в МФЦ. Есть возможность оформить заказ по почте, с помощью выездного обслуживания, или в электронном виде.