Управляющая компания получила от органа пожарного надзора предписание об устранении ряда нарушений требований пожарной безопасности и попыталась оспорить его в суде. Дефекты были допущены ещё при строительстве дома, исправить их нет возможности. Суды выносили противоречивые решения, но всё по местам расставил ВС РФ.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности

Орган пожарного надзора провёл в отношении управляющей компании внеплановую проверку, в результате которой выявил ряд нарушений пожарной безопасности:

  • с двух продольных сторон здания нет проезда для пожарных машин;
  • в доме не установлена система оповещения и управления эвакуацией;
  • здание высотой более 28 метров, но в нём нет автоматической установки пожарной сигнализации;
  • не оборудована система противодымной вентиляции из коридоров и холлов;
  • не установлена система создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре;
  • не обеспечен предел огнестойкости строительных конструкций деревянных балок на чердаке;
  • не проверено состояние огнезащитной пропитки чердака;
  • не оборудовано ограждение кровли;
  • неправильно организован выход с лестничной клетки на чердак;
  • не в том направлении открываются двери в лестничных клетках;
  • не уменьшено до 12 метров расстояние от двери наиболее удалённой квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку.

В результате управляющей компании было вынесено предписание исправить перечисленные нарушения. УО не согласилась с этим и отправилась в суд.

Арбитражный суд: управляющая компания не должна устранять конструктивные дефекты дома

Арбитражный суд признал предписание незаконным. Дело в том, что УО получила дом в управление уже с такими недостатками. Указанные дефекты, вероятно, были допущены ещё при строительстве дома. После ввода МКД в эксплуатацию, исправить ошибки невозможно без внесения конструктивных изменений.

А эти изменения могут привести к уменьшению устойчивости и безопасности дома. К тому же забота об этом не входит в обязанности управляющей организации: подобные работы не перечислены в договоре управления и в Минимальном перечне работ и услуг по содержанию общего имущества МКД (ПП РФ № 290).

Законодательство предусматривает обязанность управляющих организаций содержать имеющееся в многоквартирном доме общее имущество. Но не возлагает на УО обязанности устранять конструктивные дефекты дома, оборудовать его противопожарной сигнализацией и осуществлять другие капитальные вложения, в том числе в области пожарной безопасности.

Суд отметил: оборудовать многоквартирный дом противопожарной сигнализацией и другими противопожарными системами, не установленными застройщиком, после подписания актов приёма-передачи жилых помещений, должны собственники таких помещений в МКД.

Апелляционный суд: УО должна доказать, что дом введён в эксплуатацию с дефектами

Апелляционный, а за ним и кассационный суды встали на сторону органа пожарного надзора и приняли решение, что управляющая организация должна исправить нарушения.

Они указали, что управляющая компания не предоставила доказательств того, что дом был введён в эксплуатацию со спорными дефектами. В качестве доказательств могли быть исполнительная и техническая документация на МКД, разрешение на ввод и акт ввода дома в эксплуатацию, заключение о соответствии или несоответствии принимаемого в эксплуатацию МКД предъявляемым требованиям.

Управляющая компания таких документов суду не дала, а значит, именно она не приняла меры по обеспечению надлежащего технического состояния общедомового имущества, чтобы исполнить договор управления. Это закреплено в подп. 4, 6, 11 Минимального перечня услуг и работ, в пунктах 3.2.2, 3.2.8, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.1.14, 4.3.1, 4.3.2 Правил № 170.

Выполняя определённый законодательством круг обязанностей, УО в то же время должна соблюдать общеобязательные требования закона, которые направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД. И тут не важно, упоминаются ли они в договоре управления и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение ОСС.

Если выполнение неотложных работ и услуг текущего и капитального характера будет вызвано обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсировать собственники помещений в доме.

Верховный суд РФ: УО должна доказать, что МКД вводился в эксплуатацию без противопожарных систем

Верховный суд РФ сравнил решения всех инстанций и определил, кто из них прав.

Суд первой инстанции, вынося решение в поддержку управляющей компании, указал, что устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, после ввода МКД в эксплуатацию не входит в круг обязательных работ, оказываемых УО. Если появилась необходимость поставить дополнительное оборудование или устранить нарушения, то собственники помещений в доме должны принять соответствующее решение на ОСС и определить источник финансирования.

Апелляционная, а затем и кассационная инстанции, напротив, поддержали орган пожарного надзора. Ссылались при этом они на положения статей 161, 162, 193 ЖК РФ, статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, статей 2, 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пп. «б» п. 3 Положения № 1110, п. п. 3.2.2, 3.2.8, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.1.14, 4.3.1, 4.3.2 Правил № 170 и п. п. 4, 6, 11 Минимального перечня услуг и работ.

Суды сочли, что управляющая организация, как лицо, управляющее жилым домом, обязана принять меры и обеспечить надлежащее техническое состояние имущества собственников во исполнение договора управления. В том числе, она должна инициировать собрание собственников для решения вопроса обеспечения противопожарной безопасности.

К тому же УО не привела доказательств, что приняла многоквартирный дом в эксплуатацию уже с дефектами, связанными с нарушением требований пожарной безопасности.

Вот что решил ВС РФ: у управляющей организации есть закреплённый законодательством круг обязанностей. Однако это не освобождает её от соблюдения общеобязательных требований, которые направлены на надлежащее содержание общедомового имущества и не зависят от того, упоминаются ли в договоре управления конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение ОСС.

Таким образом, Верховный суд РФ отказал УО в пересмотре дела, сославшись на то, что нет доказательств принятия в эксплуатацию МКД c нарушениями требований пожарной безопасности. Чтобы оспаривать предписания об установке противопожарных систем, необходимо доказать, что многоквартирный дом вводился в эксплуатацию без них.