Эта статья устарела. Актуальная информация по теме:

С марта 2023 года вводить лифт в эксплуатацию после замены будут УО

Капитальный ремонт

Управляющая домом организация отвечает за содержание и ремонт лифта в доме. При его ремонте и замене УО обязана организовать ввод оборудования в эксплуатацию согласно требованиям НПА. Рассказываем, как проходит эта процедура и где найти нужные формы документов.

Лифтовое оборудование после замены или модернизации требует введения в эксплуатацию

Требования к содержанию лифтового оборудования многоквартирных домов установлены положениями:

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав общего имущества МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме или, в случае заключения договора управления, УО (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) собственника не имеют значения: обслуживание лифтов оплачивают все владельцы помещений.

В Приложениях 1 и 3 ТР ТС 011/2011 подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию.

Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене. После ремонта/замены лифтовое оборудование должно быть введено в эксплуатацию.

УО как владелец лифта организует процедуру осмотра лифта и получает документы от Ростехнадзора

За введение лифта в эксплуатацию после капремонта или замены отвечает его владелец. Согласно п. 3 ПП РФ № 743, владелец лифта – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта. В многоквартирном доме владельцем лифта является УО, если собственники заключили с ней договор управления.

Процедура допуска нового/отремонтированного подъёмника к использованию состоит из нескольких этапов:

  1. Оценка соответствия смонтированного (модернизированного) лифта требованиям ТР ТС 011/2011 в форме декларирования (п. 6 ПП РФ № 743).

Декларирование соответствия — это обязательная процедура подтверждения качества оборудования в соответствии с ТР ТС и российскими стандартами безопасности. Оформленная в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ декларация о соответствии регистрируется в электронной форме в едином реестре в течение трёх дней со дня её принятия.

Для регистрации декларации о соответствии подрядчик/монтажная компания, с которыми УО заключила договор на замену/ремонт лифта, направляет в орган по сертификации заявление и документы с доказательствами, на основании которых производится декларирование. Процедура проводится на основании:

  • собственных доказательств – протокола проверки функционирования оборудования после окончания монтажа, паспорта, монтажного чертежа смонтированного лифта и проектной документации на его установку;
  • доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, – акта и протокола полного технического освидетельствования, проведённого в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010.

Подробная схема декларирования приведена в приложении 3 ТР ТС 011/2011. После регистрации декларации в реестре можно приступать непосредственно к допуску оборудования к использованию.

  1. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа проводится с участием представителей УО, монтажной организации и представителя Ростехнадзора в соответствии с п.п. 6–8 ПП РФ № 74З.
  • Владелец лифта направляет в Ростехнадзор уведомление о новом оборудовании, готовом к использованию, и прилагает копии договоров о выполнении работ по монтажу:

Из формы уведомления, утверждённой приказом Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309

  • Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен провести контрольный осмотр лифта и составить акт об этом. Форма акта приведена в приложении 2 приказа Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309. В нём указывается наличие всех необходимых документов на лифт, наличие декларации соответствия, есть ли какие-то нарушения, возможность введения лифта в эксплуатацию.
  • В течение 5 рабочих дней со дня осмотра Ростехнадзор принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию, что оформляется актом ввода в эксплуатацию

Акты составляются в двух экземплярах: один остаётся в Ростехнадзоре, второй передаётся владельцу лифтового оборудования.

  1. На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учёт в государственном реестре Ростехнадзора, о чём владелец лифта получит письмо с указанием клиентского номера. Уведомление направляется в течение пяти рабочих дней с момента внесения данных в реестр (п.п. 10, 11 ПП РФ № 743).

Пример уведомления о вводе лифтов в эксплуатацию

  1. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке на учёт вносятся в техническую документацию дома (п. 14 ПП РФ № 743). Документы на лифты включаются в неё согласно п. 1.5.1 Правил № 170.

Запомнить

Процедура ввода в эксплуатацию нового или отремонтированного лифта включает в себя следующие этапы:

  1. Монтажная компания регистрирует декларацию соответствия на каждый новый лифт.
  2. УО направляет в Ростехнадзор уведомление о готовности оборудования к вводу в эксплуатацию.
  3. Представитель Ростехнадзора проводит контрольный осмотр и составляет соответствующий акт, на основании которого принимается решение о вводе лифта в эксплуатацию.
  4. Надзорное ведомство составляет акт ввода оборудования в эксплуатацию и вносит данные о нём в реестр.
  5. УО получает свои экземпляры актов и письмо с клиентским номером в реестре. Документы включаются в состав технической документации на дом.

При этом УО следует иметь в виду, что в случае, если при контрольном осмотре лифта представитель Ростехнадзора выявит несоответствия, то они будут зафиксированы в акте осмотра. УО будет обязана устранить данные нарушения и повторить всю процедуру (п.п. 4.11, 4.12 ГОСТ Р 55969-2014). Сделать это нужно в кратчайшие сроки: лифт нельзя использовать, пока он не будет официально введён в эксплуатацию.