ФАС России утвердила индикаторы риска нарушений обязательных требований в сфере рекламы. УО и ТСЖ также в некоторых случаях попадают в поле зрения этого надзорного органа. Читайте, какие требования в сфере рекламы должна соблюдать УО при работе по управлению домами, чтобы не получить штраф от антимонопольной службы.

УО и ТСЖ, распространяя рекламу при управлении домами, обязаны соблюдать требования № 38-ФЗ

Основным документом, который регулирует на территории России размещение любых видов рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Контролем за его соблюдением занимаются Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы.

Управляющие организации и ТСЖ в своей работе могут столкнуться с проверкой ФАС РФ в сфере рекламы в нескольких случаях:

  • на доме размещена наружная реклама,
  • с МКД проводится трансляция аудиорекламы,
  • на стендах есть коммерческая информация,
  • на платёжных документах напечатаны объявления.

Разберём каждый из этих случаев в разрезе требований № 38-ФЗ и разъяснений ФАС России.

Размещение наружной рекламы на МКД без получения разрешения на монтаж конструкции

Согласно разъяснениям ФАС РФ от 03.06.2021 № АК/45295/21, наружной признаётся реклама на щитах, стендах, строительных сетках, перетяжках, электронных табло и иных конструкциях. Важное условие – они размещаются на внешних стенах, крышах и иных элементах зданий и домов. Такие конструкции могут быть смонтированы только после получения разрешения в соответствии со ст. 19 № 38-ФЗ.

Согласно позиции ВС РФ, для монтажа рекламной конструкции на МКД требуется согласие общего собрания собственников. Такое требование планируется внести в № 38-ФЗ: Госдума РФ приняла в трёх чтениях законопроект № 1124570-7. Но Совет Федерации РФ его отклонил и предложил создать комиссию для согласования документа.

Трансляция аудиорекламы с конструкций на МКД или объектов на придомовой территории

С 25 августа 2021 года, в соответствии с ч. 3.2 ст. 19 № 38-ФЗ, в России запрещено распространять звуковую рекламу через оборудование, смонтированное на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и строений. Это касается как нежилых, так и многоквартирных домов (письмо ФАС РФ от 02.11.2021 № КТ/93622/21).

Под запрет попадают все технические средства, прочно связанные с землёй, зданиями и сооружениями. Это в том числе столбы, линии электропередач, крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, стойки для поддержки перекрытий, стен или крыш домов.

Размещение рекламы на стендах у подъездов без согласования с органом местного самоуправления

Об этом виде рекламы ФАС РФ рассказала в письме от 24.09.2020 № дф/82787/20. Объявления об отключениях воды или «отдам котёнка» на информационном стенде у подъезда не являются рекламными. Требования ст. 19 № 38-ФЗ на них не распространяется. Также эта статья не распространяется на рекламу внутри дома, например, в лифтах или стендах в подъезде.

Если же информационный стенд у входа в МКД используется для распространения рекламы, то он относится к рекламным конструкциям. Для монтажа такой доски у подъезда, если на ней предполагается реклама, нужно разрешение органа местного самоуправления (ч. 5.8 ст. 19 № 38-ФЗ).

Печать рекламы на платёжных документах за ЖКУ

Самый известный и обсуждаемый запрет на рекламу в сфере ЖКХ связан с мораторием на любую рекламную информацию на платёжных документах за ЖКУ, даже на оборотной стороне (ст. 10.3 № 38-ФЗ). Исключением являются социальная реклама и справочно-информационные сообщения: сведения о Госуслугах и ГИС ЖКХ, в том числе о возможности внести на этих порталах плату за ЖКУ.

Распространение рекламных листовок допускается, если они вложены в конверт вместе с платёжным документом. Но листовка не должна быть прикреплена к квитанции скрепками, клеем или иным способом. Как указано в письме ФАС РФ от 25.09.2018 № РП/76842/18, тогда распространение рекламной информации не рассматривается как нарушение № 38-ФЗ.

Чтобы разрешить УО и РСО печатать на квитанциях полезную для жителей информацию, депутаты внесли на рассмотрение Госдумы РФ законопроект № 1076944-7. В документе перечислены темы материалов, которые будут признаваться информационными и не подпадут под запрет ч. 10.3 ст. 5 № 38-ФЗ. Среди таких тем – установка приборов учёта, энергосбережение, способы передачи показаний счётчиков и условия акций, которые исполнители ЖКУ проводят для жителей домов.

Распространение чужой коммерческой информации запрещённым законодателями способом

ФАС России внимательно следит за соблюдением запрета на печать рекламы на квитанциях за ЖКУ и проверяет жалобы потребителей. Ведомство, установив нарушение запрета, наказывает за это не рекламодателя, а того, кто распространяет рекламу.

Например, РСО электроэнергии в Пензенской области разместила на общей с регоператором по обращению с ТКО квитанции рекламу его дополнительных услуг. УФАС признало это нарушением законодательства и выдало поставщику ресурса предписание.

Примеры наказания распространителей коммерческой информации на квитанциях есть и в судебной практике. Они наглядно показывают, как стремление заработать на размещении рекламы сторонней компании может повернуться для исполнителя ЖКУ или расчётного центра крупным штрафом.

В деле № А08-2848/2021 один из жителей Белгорода пожаловался в управление ФАС России на единый платёжный документ с рекламным блоком. КРЦ разместил на оборотной стороне информацию от поставщика электроэнергии, который приглашал посетить его маркетплейс. УФАС провело проверку и установило, что расчётный центр нарушил ч. 10.3 ст. 5 № 38-ФЗ. Ведомство возбудило дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и оштрафовало КРЦ на 100 тысяч рублей.

КРЦ подал иск в суд, пытаясь оспорить штраф. Центр указывал, что реклама размещена по письменному заявлению РСО, с которой заключён договор. Но суды трёх инстанций указали, что информацию напечатал именно расчётный центр. Именно он является рекламораспространителем согласно ч. 7 ст. 3 № 38-ФЗ и несёт ответственность за нарушение. Штраф, выписанный УФАС РФ, остался в силе.

На заметку

Управляющие организации и ТСЖ много времени уделяют исполнению требований жилищного законодательства, чтобы избежать привлечения к ответственности со стороны органов ГЖН или лицензионного контроля. Но помимо ГЖИ, найти нарушения в их работе могут и другие надзорные ведомства, в том числе УФАС России в сфере рекламы.

Если УО размещает рекламу, именно она отвечает за её согласование с органами власти и за соблюдение обязательных требований к наружным конструкциям, к содержанию баннера или объявления. Также она будет отвечать за нарушение запрета на аудиорекламу или печать коммерческих предложений на платёжных документах.