Управляющая организация из Южно-Сахалинска заплатила жительнице дома почти 600 тысяч рублей за то, что она повредила ногу в тёмном подъезде. Читайте обзор судебного дела и узнайте, как свести к минимуму возможность возникновения такой ситуации в доме под вашим управлением.

Жительница дома упала на тёмной лестнице и сломала ногу

Жительница одного из многоквартирных домов Южно-Сахалинска повредила ногу, спускаясь по лестнице в подъезде. Ранним утром на этажах было темно. Скорая помощь зафиксировала тяжёлые повреждения: закрытый перелом со смещением. Три месяца женщина не могла работать и выходить из дома.

В случившемся она винила управляющую организацию, поскольку в подъезде не было ламп освещения. Пострадавшая обратилась в суд с иском к УО, требуя выплатить ей 74 тысячи рублей утраченного заработка и 700 тысяч рублей компенсации морального вреда.

Муниципальная управляющая организация посчитала обвинения беспочвенными. В отзыве на иск она указала, что своевременно обслуживала подъезд МКД. Это, по мнению компании, подтвердили её работники. Представитель компании указал, что собственница могла упасть в любом другом месте, не обязательно в подъезде. Также травму она, вероятно, получила из-за того, что торопилась на работу и сама не включила свет в подъезде (дело № 2-790/2021).

УО не смогла доказать, что свет в подъезде был, а жительница МКД слишком спешила и не включила его

Суды трёх инстанций встали на сторону пострадавшей, ссылаясь на следующие тезисы нормативно-правовых актов:

  1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
  2. Согласно п.п. 4.8.14, 5.6.6 Правил № 491, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить освещение лестничной клетки и контролировать использование ламп на них и в коридорах, не допускать нарушения графиков работы электрооборудования.

Фельдшер, выезжавшая на вызов, подтвердила, что в подъезде не было света, а пострадавшая не могла самостоятельно передвигаться из-за травмы. Суд не нашел подтверждения довода о о том, что истец упала в другом месте.

Управляющая организация предоставила суду копии журнала регистрации входящих документов и наряда, о том, что до происшествия сотрудники заменили перегоревшие лампочки. Но судьи отметили: это не доказывает, что подъезд был освещён и три недели спустя, когда истец сломала ногу.

Апелляционный суд указал: показания фельдшера опровергают утверждение УО о том, что истец торопилась на работу и сама не включила освещение. Кассация поддержала эти заключения и признала вину управляющей организации в случившемся.

Суды трёх инстанций оценили причинённый пострадавшей моральный вред по статье 1064 ГК РФ

Суд первой инстанции рассмотрел вопрос о том, в какую сумму оценить вред, причинённый пострадавшей (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ). При определении размеров компенсации морального вреда суд должен принимать во внимание степень вины нарушителя, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Судья отметил, что истец из-за падения перенесла операцию. Она провела в больнице две недели, а затем несколько месяцев на амбулаторном лечении, полностью утратив трудоспособность. Судебно-медицинская экспертиза, которую провели в рамках дела, подтвердила, что травма была получена «вследствие подворачивания левой стопы с последующим падением с высоты собственного роста». Это повреждение квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

Первая инстанция взыскала с УО:

  • 74 тысячи рублей – размер заработной платы пострадавшей за период больничного;
  • 500 тысяч рублей – компенсация морального вреда.

УО апеллировала к тому, что сумма компенсации чрезмерно завышена, но апелляционный и кассационный суды с этим не согласились. Не удалось компании также доказать, что она добросовестно выполняла свои обязанности по надлежащему содержанию общего имущества МКД (определение Девятого кассационного суда ОЮ от 10.03.2022 по делу № 88-457/2022). Решение первой инстанции о взыскании с УО 574 тысяч рублей в пользу жительницы МКД устояло и вступило в законную силу.

На заметку

Управляющие организации в своей работе обязаны соблюдать требования многочисленных нормативно-правовых актов к содержанию и ремонту общего имущества. Не всегда возможно уследить за всем, что происходит в МКД и, как видно из данного судебного дела, негорящие лампочки в подъезде могут принести УО убытки в 500 тысяч рублей.

Чтобы такое не произошло, компаниям необходимо:

  1. Выстроить коммуникацию с жителями, чтобы они при любых неполадках и недочётах в доме сразу же обращались в УО.

Для этого следует назначить менеджеров по дому, подружиться с председателями Советов МКД и активными жителями. Также советуем завести группы в соцсетях, чаты в мессенджерах, мобильное приложение, «горячую линию» или организовать ситуационный центр.

  1. Оперативно реагировать на поступающие обращения, выезжать на место, разбираться в ситуациях, о которых сообщают жители.

Эти действия позволят УО своевременно менять лампочки в тёмных подъездах и посыпать заледеневшие дорожки, сбивать появившиеся сосульки и чинить проводку, чтобы повреждения в случае аварии не привели к несчастным случаям.