Мусорная реформа началась в 2019 году, но многие вопросы по обращению с отходами всё ещё становятся поводами для судебных разбирательств. Среди них – установка и содержание контейнеров у МКД. Читайте обзор дела, в котором Верховный суд РФ разъяснил, кто должен их устанавливать и менять при износе.
Обязанность УО ремонтировать и содержать контейнеры у МКД прописана в Правилах № 170
УО из Пскова обратилась к регоператору с просьбой заменить или отремонтировать контейнеры для мусора на площадке МКД. Он отказался это делать, ссылаясь:
- на п. 3.7.1 Правил № 170 – эта обязанность возлагается на управляющие организации;
- на п. 5 ст. 11 ПП РФ № 484, согласно которому регоператор должен направлять 1% от валовой выручки на такие работы, и он эту обязанность уже выполнил.
В итоге УО отремонтировала баки для мусора за свой счёт. По её мнению, она не имела права начислять дополнительную плату собственникам на эти цели. Затем компания обратилась с административным иском в Верховный Суд РФ.
Она требовала признать не действующим п. 3.7.1 Правил № 170, поскольку эта норма обязывает УО устанавливать на придомовой территории контейнеры для сбора ТКО. По мнению истца, такое положение не соответствует ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, пп. «д» п. 11 Правил № 491, п. 90 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484.
Ответчиками в суде выступали Минстрой и Минюст РФ. Они настаивали, что Правила 170 не нарушают права и законные интересы компании и не противоречат действующему законодательству в сфере обращения с ТКО.
Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках412294
Регоператор за свой счёт устанавливает контейнеры на выявленных бесхозных площадках для сбора ТКО
Путаница и многочисленные судебные разбирательства по вопросу, кто покупает контейнеры для отходов, возникают как раз из-за ПП РФ № 484, на которое в рассматриваемой ситуации ссылались УО и регоператор.
Согласно этому НПА, необходимая валовая выручка (ВВ) регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями, как сумма:
- необходимой ВВ организации,
- расходов на транспортировку твёрдых коммунальных отходов;
- средств на приобретение контейнеров и бункеров для их накопления.
Регоператор ежегодно, не позднее 25 декабря, направляет вышеуказанные сведения в уполномоченный орган, в том числе данные о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров (п. 13 ПП РФ № 1156). Он указывает объём баков и площадки накопления ТКО, на которых планирует их установить.
При этом регоператор выявляет незарегистрированный в региональной схеме площадки и оборудует их контейнерами: на эти работы и закладываются расходы в валовой выручке. Согласно п. 90 Основ ценообразования, сумма не должна превышать 1% необходимой прибыли регоператора.
Четыре темы с круглого стола о перерасчётах за вывоз мусора и КР СОИ42820
ВС РФ: контейнеры для сбора отходов входят в состав общего имущества дома – за них отвечают УО и ТСЖ
Вернёмся к оспариванию УО пункта Правил № 170 об установке и ремонте контейнеров у МКД. В решении от 28.06.2023 № АКПИ23-332 Верховный суд РФ обратил внимание на неправильную трактовку организацией положений ЖК РФ.
В ч. 1 ст. 161 ЖК РФ определено, что, помимо обеспечения комфортного проживания для жителей, УО необходимо решать вопросы пользования общим имуществом и обеспечивать его постоянную готовность к эксплуатации.
В п. 26 Минимального перечня № 290, п. 11 Правил № 491 указано, что в обязанности управляющей организации входят работы по организации, содержанию и обслуживанию площадок накопления ТКО. Перечень не включает уборку после погрузки отходов: за эти работы отвечает регоператор.
Из этого следует, что именно УО должна содержать участок под контейнерами, входящий в состав общего имущества МКД, и поддерживать баки в надлежащем виде. Эта услуга отвечает интересам собственников и помогает предотвращать вредное воздействие отходов на здоровье человека, сохранять окружающую среду (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 41, ст. ст. 42, 75 Конституции РФ).
Суд заключил, что в действующем законодательстве предусмотрена безусловная обязанность УО содержать и незамедлительно ремонтировать общее имущество вне зависимости от обязательств регоператора. Такое требование распространяется и на контейнеры как часть такого имущества собственников. Стоимость таких работ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения.
ВС РФ установил, что доводы истца сводятся к несогласию с действующими НПА, а это не может служить основанием для удовлетворения иска.
Мусорная реформа: новое в НПА, эко-проекты в сфере ТКО и первые итоги63403
Прокуратура: установка новых контейнеров для отходов – обязанность регоператоров
В решении от 28.06.2023 № АКПИ23-332 ВС РФ не признал оспариваемую норму незаконной: управляющая организация обязана менять и обслуживать мусорные баки, а стоимость этих работ – включать в размер платы за содержание общего имущества.
Однако с противоположным мнением ранее выступала, например, прокуратура Вологодской области:
- Собственник земельного участка, на котором размещена контейнерная площадка, должен её содержать, то есть обустраивать, красить, убирать. О приобретении или ремонте контейнеров речи не идёт.
- Контейнеры для накопления ТКО приобретает и ремонтирует регоператор. Это его прямая обязанность, осуществляется она за счёт утверждённого тарифа.
Прокуратура заключила, что переложение такой обязанности на органы местного самоуправления, управляющие организации, ТСЖ или жителей домов незаконно.
На муниципальных землях за баки отвечает администрация, на придомовой территории – УО и ТСЖ
С момента начала мусорной реформы вопрос о границах ответственности УО и регоператора стоит остро. Исходя из оспариваемых норм и сложившейся практики, можно выделить три категории ответственных за контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов:
- На муниципальной земле места для накопления ТКО оборудует муниципалитет, контейнеры приобретает и ставит тоже он.
- На оформленной придомовой территории эта обязанность ложится на собственников и УО. Это указано в письмах Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268. В них ведомства разграничивают ответственность в зависимости от принадлежности земельного участка.
- В рамках 1% от валовой выручки установить баки может региональный оператор: но обычно эти средства тратятся на оборудование бесхозных площадок.
УО необходимо учитывать это, утверждая плату за содержание общего имущества: включать в неё стоимость ремонта и замены контейнеров на площадке, если она находится на сформированном участке МКД.