Практика по нормам СанПиНа о контроле качества воды пополнилась решением Верховного суда России, рассмотревшего административный иск УО. Она просила признать недействующим п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 в отношении лиц, управляющих МКД. Хотя на стороне компании был Минстрой РФ, суд не удовлетворил её требования.

УО из Таганрога получила от прокуратуры представление об устранении нарушений НПА в сфере водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Надзорный орган требовал, чтобы компания проводила в домах контроль питьевой воды согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21. Суды поддержали эту позицию (дело № А53-32977/2023).

Тогда организация решила обжаловать эту норму в ВС РФ, ведь её формулировка позволяет произвольно включать управляющих домами в список лиц, обязанных проводить такой контроль. Эти работы не указаны в Минимальном перечне № 290 и выполнять их должны РСО. Минстрой России поддержал позицию компании.

Но Верховный суд РФ отклонил требование УО, поскольку:

  • Роспотребнадзор вправе разрабатывать и утверждать санитарные правила, в том числе в отношении контроля качества воды в многоквартирных домах;
  • СанПиН не противоречит Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правилам № 10 о таком контроле;
  • оспариваемые нормы не содержат неопределённости;
  • несогласие УО с представлением прокурора и исходом судебного спора не является основанием для признания п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 недействующим.

При этом, отказывая в удовлетворении иска, ВС РФ чётко не написал, относится ли требование по контролю качества воды к управляющим домами организациям или нет (решение от 17.06.2024 № АКПИ24-122). Ранее на этот вопрос отвечали Минстрой России и Роспотребнадзор: узнайте их мнение.