Продолжаем рассказывать о темах с Международной выставки «ЖКХ России»: она прошла 24-26 апреля в Санкт-Петербурге. В новой статье узнайте, почему законодателям не нравятся спецсчета капремонта, когда УО придётся вернуть потраченные средства фонда и как нейросети помогут избежать выгорания сотрудников.
Тема 1: расходование средств со спецсчетов капремонта и механизмы контроля этого процесса
В первой статье о Выставке мы говорили о совещании по вопросам трансформирования рынка управления МКД и сессии Ассоциации «Р1» о новых нормативно-правовых актах.
Отдельно в конгрессной части «ЖКХ России» обсудили капремонт в многоквартирных домах. Так, 24 апреля прошла IV конференция «Проведение капитального ремонта со спецсчёта».
Во вступительном слове Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», привела статистику в данной сфере:
- В России сейчас около 112 тысяч МКД со спецсчетами. Это 15,41% от всех домов по количеству и 23% от общей площади многоквартирных домов в региональных программах.
- Суммарно на них находится свыше 261,5 млрд рублей.
- Ни одного спецсчёта нет только в Чукотском АО, в остальных субъектах РФ собственники помещений используют такой способ формирования фонда.
При этом, как отметила спикер, из этих миллиардов ежегодно расходуется минимальная доля, что и привлекает внимание органов власти. Они всё чаще поднимают вопрос об эффективном использовании денег, накопленных жителями МКД на капремонт.
«Сейчас произошла смена парадигмы: мы ушли от цели “максимальный переход к спецсчетам”. В новой Стратегии развития ЖКХ вообще нет ни слова о целях в капремонте, только о мерах для совершенствования механизмов контроля в этой сфере», – рассказала Ирина Генцлер.
Она напомнила, что:
- на втором чтении Госдумы РФ находится законопроект № 416434-8, которым авторы предлагают предлагают ввести обязательный строительный контроль работ в домах, где фонд капремонта формируется на спецсчетах;
- согласно этому же проекту НПА, органы Госжилнадзора будут должны вести реестр протоколов ОСС по таким домам;
- Общественный совет при Минстрое РФ до конца мая предложит решение, где взять деньги на замену лифтов, если на счёте не хватает средств.
Три ситуации, когда фонд капремонта МКД принудительно отдадут ФКР44190
Тема 2: поэтапный капремонт МКД в доме со спецсчётом и нецелевое использование средств фонда
После вводной части участники конференции обсудили практический опыт председателей ТСЖ и кооперативов Санкт-Петербурга, работавших по спецсчётам на капремонт, за последние семь лет. Владельцы таких счетов получили ответы на вопросы:
- как нарастить фонд без решения ОСС;
- обязаны ли УО и ТСЖ перед капремонтом готовить отчёты о физическом износе общего имущества;
- какие ошибки чаще всего допускают собственники и владельцы спецсчетов при проведении ОСС по вопросам капремонта;
- возможно ли в договоре с подрядчиком зафиксировать стоимость работ и другие.
Спикеры отметили, что если денег на спецсчёте не хватает на оплату всего объёма работ, то можно заключить договор на поэтапный капремонт – на несколько лет. Собственники принимают такое решение на ОСС.
Эксперты рекомендовали заключить договор с одним подрядчиком со сроком действия «до завершения работ». Чтобы не нарушить требования ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, в договоре нужно подробно прописать этапы проведения ремонта и оплаты. Срок может быть любой: единый протокол ОСС на весь объём работ говорит об их капитальном характере.
Участники конференции обсудили, что если в ходе проверки орган ГЖН установит нецелевое использование средств фонда, то владелец счёта обязаны постепенно вернуть потраченные деньги (п. 8 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, дело № А84-5896/2019). При этом право требовать возврата средств в досудебном и судебном порядке есть только у органов ГЖН.
Четыре нарушения в работе УО – владельца спецсчёта и как их избежать306440
Тема 3: интернет вещей и умные решения для автоматизации и цифровизации процессов в ЖКХ
Проведению качественного и своевременного капремонта, несомненно, помогут умные решения, например, автоматизация технического обследования МКД для планирования не только капитальных, но и текущих работ. Этот и десяток других кейсов презентовали спикеры сессии «Умное ЖКХ».
Как отметили организаторы Выставки в Санкт-Петербурге, основная задача внедрения цифровых технологий в ЖКХ – повышение его эффективности, прозрачности и надёжности для роста качества жизни населения.
«Несмотря на поставленные перед отраслью цели по внедрению IoT-решений, эксперты до сих пор отмечают сравнительно низкий уровень использования сервисов в УО, их разнородность и отсутствие интеграции между ними», – считают эксперты.
На секции «Умное ЖКХ» участники обсудили развитие стандартизации в области цифровизации отрасли и преимущества использования CRM-систем, мобильных приложений и онлайн-платформ для работы УО, РСО и застройщиков.
Спикеры представили разработанные и уже эффективно используемые IoT-решения и кейсы по автоматизации деятельности сервисных служб:
- система сбора и анализа показаний ПУ,
- электронная налоговая и документооборот,
- умное видеонаблюдение и контроль доступа на территорию,
- взыскание долгов,
- управление обращениями жителей,
- техническое обследование МКД,
- роботы-операторы и речевые технологии на базе ИИ.
Сеанс магии с разоблачением, или Умные решения на службе УО и ТСЖ38750
Тема 4: искусственный интеллект для анализа данных, генерации идей и повышения эффективности персонала
Руководитель РосКвартала, эксперт Борис Валит рассказал участникам сессии о возможностях применения в ЖКХ искусственного интеллекта.
«Цифровые технологии всё сильнее проникают в нашу жизнь: умный дом, умные квартиры, чат-боты, системы автоматизации», – отметил эксперт. – «Учиться пользоваться искусственным интеллектом нужно уже сейчас [...]: это умение скоро станет обязательным, как читать и писать, работать на компьютере»
В презентации «Автоматизируйте это немедленно. ИИ вам в помощь» он отметил, что главный ресурс любой компании – сотрудники, и их нужно беречь. В этом организациям поможет ChatGPT. Как использовать возможности нейросетей, спикер показал на примере «бухгалтера УО Марь Ивановны»:
«Марь Ивановна – большой профессионал, но у неё нет личной жизни и свободного времени, она близка к выгоранию, что чревато потерей хорошего сотрудника. Чтобы сохранить её, улучшить условия жизни и работы, переложите часть функционала на ИИ», – предложил Борис Валит.
«Марь Ивановна» после того, как в компании начали применять возможности искусственного интеллекта
Эксперт также показал, как ИИ могут использовать сотрудники разных подразделений:
- С помощью ChatGPT начальник ПТО вместо часа потратит всего одну минуту на поиск ответа на вопрос «Как повлиять на фонд, чтобы ускорить проведение капремонта в МКД».
- Столько же времени потратит и специалист по размещению информации в ГИС ЖКХ, чтобы узнать о периоде, за который нужно разместить в системе акты выполненных работ:
- Специалист по работе с населением легко получит информацию о том, как обосновать расчёт кворума ОСС без учёта площади общего имущества.
- Председатель ТСЖ быстро узнает, вправе ли Правление самостоятельно заключить с УО договор, без проведения собрания.
«Чат полезен там, где нужно автоматизировать процессы, проанализировать данные и принять решение, повысить эффективность работы персонала, развивать управление в ЖКХ. Лучший сценарий использования ИИ – это совместная генерация идей», – отметил эксперт. – «Это может сильно сэкономить время УО на переработке большого массива информации».
Например, в помощь пользователям сервиса «АДС на 100%» РосКвартал уже подключил к нему нейросеть: она анализирует диалоги между диспетчером и человеком и выдаёт краткую выжимку разговора. Хотите попробовать?
Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.