В Москве с 2013 года проходит эксперимент, в рамках которого город по соглашению с УО и ТСЖ берёт на себя все расходы по обращению с ТКО, образующимися в домах, в пределах норматива. Читайте о том, как УО и ТСЖ Москвы, заключившим соглашение об участии в программе, оплачивать сверхнорматив по обращению с ТКО.

К твёрдым коммунальным отходам относятся бытовые и крупногабаритные отходы

Сегодня основным документом, регулирующим деятельность по обращению с ТКО, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уже после начала эксперимента в Москве, в 2014 году, в № 89-ФЗ было введено новое понятие «твёрдые коммунальные отходы». «ТКО» заменило привычные всем понятия «твёрдые бытовые отходы» (ТБО) и «крупногабаритный мусор» (КГМ), охватив их в одном определении.

ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования гражданами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. При этом крупногабаритный мусор также входит в состав ТКО.

В правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, раскрыто понятие крупногабаритных отходов – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В Москве проводится эксперимент по передаче городу обязательств по обращению с ТКО для повышения эффективности работы в этой сфере

На территории Москвы с 2013 года действует эксперимент по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Изначально в нормативных-правовых актах, а именно в постановлении Правительства Москвы от 02.10.2013 года № 662, такого термина как ТКО не было. Он введён только в 2014 году.

Как следует из содержания постановления Правительства Москвы от 13.09.2013 № 485-ПП, эксперимент по ТКО, образующимися в многоквартирных домах Москвы, проводится в целях повышения эффективности деятельности по обращению с отходами. Эффективность заключается в повышенных требованиях к состоянию и характеристикам автомобильного транспорта, использующегося для транспортировки отходов.

Эксперимент строится на принципе использования комплексной системы обращения с отходами в многоквартирных домах. Предполагается, что подрядчик, выступающий в роли исполнителя, обеспечивает вывоз, переработку, размещение и обезвреживание отходов. Задачи стоят простые:

  • снизить среднюю (за тонну) стоимость обращения с отходами;
  • увеличить долю отбора вторичных материальных ресурсов;
  • снизить воздействие на окружающую среду;
  • уменьшить долю захоронения отходов.

Территориально эксперимент распространился по административным округам города, согласно принятым нормативным-правовым актам:

  1. Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2013 № 662 ПП – на Западный, Юго-Восточный, Северный и Северо-Восточный административные округа.
  2. Постановлением Правительства Москвы от 10.11.2014 № 644 ПП – на Северо-Западный, Восточный, Зеленоградский и Центральный административные округа.

На основании указанных постановлений городскими структурами были заключены с компаниями государственные контракты на оказание услуг по обращению с отходами.

Город по соглашению с УО и ТСЖ берёт на себя все обязательства по обращению с ТКО в домах в пределах норматива

Московский эксперимент заключается в том, что город взял на себя обязательства по оплате коммунальной услуги по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, заключив с управляющими компаниями соответствующие соглашения. УО, участвующие в эксперименте, обеспечили жителям многоквартирных домов исключение из платёжного документа строки «вывоз мусора» на период его действия.

Важно знать, что в рамках финансирования эксперимента размеры субсидий, выделяемых городом управляющим организациям на содержание и ремонт общего имущества МКД, были сокращены.

В соответствии с п. 5.2 ПП Москвы № 485, размер субсидии для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и являющихся участниками эксперимента, подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, определяемую из расчёта 5,23 рубля на 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений (в ред. от 01.01.2020).

Плата за сверхнорматив по ТКО должна быть заложена в размер платы за содержание жилого помещения

Внесение потребителем (собственником или нанимателем) жилого помещения в МКД платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при участии управляющей организации в эксперименте по общим основаниям не предусмотрено. Затраты, связанные со сбором и транспортировкой ТКО, несёт город в рамках заключённых контрактов.  

При этом в самом соглашении с УО об участии в эксперименте, как правило, предусмотрены нормативы накопления ТКО. Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы от 27.11.2019 № 01-01-14-513/19 установлены новые нормативы для жителей МКД, введённые в действие с 1 января 2020 года. Если нормативы превышены:

1. Управляющая организация вправе выставить плату собственнику помещения в доме, и она должна быть заложена в размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, который утверждается общим собранием собственников.

2. ТСЖ–участник устанавливает плату для собственников исходя из заложенных расходов на содержание и ремонт общего имущества при утверждении сметы.