За порядок на контейнерной площадке под ТКО отвечает собственник земельного участка. Сведения о владельцах таких объектов должны быть внесены в муниципальный реестр мест накопления отходов. Читайте, кто отвечает за актуальность информации в таком реестре и что делать, если данных о собственнике площадки в нём нет.
Реестры площадок для сбора ТКО ведут органы местного самоуправления
Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 2019 года действует новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора – коммунальная услуга, её оказывают региональные операторы по утверждённым тарифам. Регоператоры отвечают за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов. Делают они это в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления ТКО и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении контейнерных площадок для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Реестр Москвы содержит данные о местоположении, типе и площади 26 820 мест накопления ТКО
В 2019 году вступили в силу Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 и ввели требования регистрировать контейнерные площадки в реестре.
Правила № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:
- каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
- как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО и какая информация в него вносится.
Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД21905818
Требования к составу информации в реестре мест накопления ТКО утверждены Правилами № 1039
Реестр – это база данных о местах, площадках накопления ТКО. Согласно п. 4 ст. 8 № 89-ФЗ, его составление и актуализация относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО. Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
Содержание реестра установлено положениями п. 15 Правил № 1039, п. 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ. В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
- Местоположение площадки – указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
- Технические характеристики – фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
- Источники образования ТКО, которые складируются на площадке.
- Сведения о собственнике места.
Данные о контейнерных площадках из реестра Петрозаводска (Карелия) включают все пункты из Правил № 1039, но данные о собственниках не всегда заполнены
Согласно п. 18 Правила № 1039, перечень информации о собственнике площадки зависит от того, кто им является:
- Для юридических лиц и органов государственной власти и местного самоуправления: полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес.
- Для индивидуальных предпринимателей – ФИО, основной государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства.
- Для физических лиц – ФИО, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные.
Три условия, при которых регоператор обязан вывозить габаритные ТКО548100
В НПА нет единой формы реестра, и органы МСУ не всегда вносят всю обязательную информацию о площадках
Требования и правила ведения реестра мест накопления ТКО утверждены в ПП РФ № 1039, но единая форма заполнения таких реестров в НПА не содержится. Это создаёт трудности при формировании точных и объективных данных о площадках, в том числе об их собственниках. О такой проблеме, в частности, говорят и органы региональной власти:
«К нам часто поступают обращения граждан по поводу несвоевременного вывоза мусора, но мы не всегда можем оперативно определить собственника площадки, который должен отвечать за её состояние и принять меры по уборке», – рассказал в одном из интервью и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алексей Павлов. – Реестры площадок накопления ТКО во многих районах республики содержат неполную, а иногда и недостоверную информацию».
Реестр мест накопления ТКО в Сортавала (Республика Карелия)
При этом информация о собственнике места (площадки) накопления ТКО – это обязательные сведения, которые должны быть включены в реестр. Их отсутствие – нарушение требований законодательства.
Как запретить третьим лицам ставить мусорный контейнер во дворе МКД415372
Если в реестре нет данных о собственнике площадки – муниципалитет обязан их внести
Ведение реестра в бумажном и электронном виде – это исключительное полномочие органа местного самоуправления. Именно он вносит в него сведения на основании заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО и отвечает за соответствие реестра Правилам № 1039.
Чтобы внести в реестр данные о контейнерной площадке, собственник подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр. Форму такого заявления обычно можно скачать с сайта муниципалитета, и она должна содержать поле для заполнения данных о владельце площадки.
В ситуации, если возле МКД есть контейнерная площадка и за ней никто не следит, первое, что нужно сделать, – определить её собственника. Если земля под местом накопления ТКО не сформирована, не входит в состав общего имущества, то сведения о владельце нужно искать в реестре.
Если в реестре такой информации нет – требовать от муниципалитета внести такие сведения. Это прямые обязанности органов местного самоуправления, на игнорирование которых УО или жители дома могут подать жалобу в прокуратуру.
А в реестре вашего населённого пункта есть все обязательные требования? Расскажите в комментариях.