В Ханты-Мансийском автономном округе прокуратура провела проверку управляющей организации. Выяснилось, что после смерти матери местные власти предоставили мальчику квартиру по договору найма. Предыдущим нанимателем помещения была мать мальчика, и УО перевела долги за коммунальные услуги на счёт ребёнка.
Умершая женщина была лишена родительских прав в 2008 году. Отец мальчика юридически отсутствовал. Ребёнок с 2008 года был прописан в квартире приёмных родителей. Его мать пользовалась квартирой, предоставленной администрацией городского поселения, с 1993 года и до своей смерти в марте 2018 года. Именно эта квартира в апреле 2018 года была передана в пользованию мальчику по договору социального найма.
Управляющая организация после оформления договора соцнайма с несовершеннолетним перевела на лицевые счета ребёнка долги за ЖКУ, которые накопила мать. Размер задолженности составил 230 тысяч рублей. Для защиты прав несовершеннолетнего приёмная мать ребёнка обратилась с жалобой в прокуратуру. После прокурорской проверки руководителю управляющей организации было вынесено представление о нарушении законодательства.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора соцнайма. Такой договор на имя ребёнка был заключён только в апреле 2018 года.
В некоторых случаях законодательство позволяет взыскивать долги за ЖКУ с членов семьи должника, подробнее об этом читайте здесь. Однако новый наниматель помещения не являлся членом семьи умершей, так как она была лишена родительских прав в отношении сына в 2008 году. Это значит, что обязанность оплачивать ЖКУ возникла у ребёнка только в апреле 2018 года, после заключения договора соцнайма.
Управляющая организация аннулировала задолженность, а виновный в нарушении закона сотрудник УО привлечён к дисциплинарной ответственности.