В исках, которые жители МКД предъявляют управляющим домами, нередко есть требование о возмещении морального вреда. Суммы разные: от десятков до сотен тысяч рублей. Разбираемся, от чего зависит размер компенсации и на основе каких критериев суд должен определить, сколько УО заплатит собственнику за физические или моральные страдания.

Наличие доказательств вины УО в физических или моральных страданиях собственника

Судебные тяжбы между управляющими домами или РСО и собственниками помещений в МКД часто включают в себя требование жителей возместить им моральный вред. Вот только несколько примеров таких исков, о которых мы рассказывали на портале:

Часто требования собственников бывают чрезмерно завышенными. Тогда суд вместо сотен тысяч рублей присуждает истцу компенсацию менее 10 тысяч, а иногда и отказывает ему совсем, считая, что истец не доказал причинение морального вреда или вины ответчика в своих страданиях.

Например, недавно мы писали о таком случае, когда житель дома требовал выплатить ему 3 млн рублей компенсации из-за того, что в МКД не выбран Совет дома. Суды отклонил иск: в деле не нашлось подтверждений, что собственник как-то пострадал из-за этого. Если вина ответчика в причинении морального вреда будет доказана, то суд, как правило, удовлетворяет требование пострадавшего о выплате компенсации.

Вопрос о стоимости моральных страданий из-за каких-то действий или бездействия УО, ТСЖ, поставщика ресурсов или муниципалитета неоднозначный: как оценить размер причинённого вреда. Суды решают такие ситуации по-разному и не всегда единогласно. Разбираемся в вопросе, что должен учитывать судья, рассматривая иск о компенсации морального вреда.

Степень физических и, или нравственных страданий собственника

Моральный вред – это физические и, или нравственные страдания. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если причина такого вреда – действия, которые нарушают личные неимущественные права человека или посягают на его нематериальные блага, суд может обязать нарушителя выплатить за это денежную компенсацию.

При определении суммы такой компенсации учитывается степень:

  • вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства;
  • физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, которое нанесло вред личности или имуществу гражданина, возмещает его в полном объёме. Исключение – если оно докажет, что не виновато в случившемся.

В силу ч. 1 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст. ст. 151, 1064–1101 ГК РФ, с учётом требований разумности и справедливости. Суд оценивает характер физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности потерпевшего, например, его возраст, состояние здоровья, жизненную ситуацию (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ). Эти же принципы озвучил Пленум ВС РФ в п. 8 постановления от 20.12.1994 № 10.

Позиция суда, рассматривающего иск, по вопросу компенсации морального суда

Согласно п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, на отношения по предоставлению ЖКУ жителям многоквартирных домов распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I в части, не урегулированной другими законами. Поэтому вопрос о моральном вреде, который, по мнению собственника, ему причинила УО, рассматривается согласно нормам № 2300-I.

В соответствии со ст. 15 Закона № 2300-I, моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения его прав, компенсирует тот, кто этот вред причинил, при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяет суд. Он не зависит от размера возмещения имущественного вреда, если таковой был.

То есть сумма компенсации за страдания не будет зависеть от того, сколько УО заплатит за повреждение квартиры в случае прорыва труб центрального отопления или за ущерб машине, если на неё упало сухое дерево во дворе МКД. Стоимость морального вреда суд определит и взыщет отдельно.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии оснований и условий ответственности за причинение вреда:

  • наличие физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда;
  • вред возник из-за нарушения личных неимущественных прав потерпевшего, из-за посягательства на его нематериальные блага или неправомерного действия нарушителя;
  • есть причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом;
  • установлена вина ответчика.

Обстоятельства причинения вреда и индивидуальные особенности пострадавшего

Ст. ст. 151, 1101 ГК РФ устанавливают лишь общие принципы для определения размера компенсации моральных страданий. Поэтому суды, принимая решение о сумме компенсации, оценивают все вышеуказанные факторы в совокупности для соблюдения баланса интересов сторон спора. При этом суд должен указать в своём решении мотивы, почему он установил именно такую сумму компенсации морального вреда.

На это, например, указал Шестой кассационный суд общей юрисдикции при вынесении постановления от 07.06.2021 по делу № 88-11212/2021. В суд с иском обратилась пожилая жительница многоквартирного дома, которой ТСЖ за долги отключило электроэнергию. Это произошло в период самоизоляции граждан из-за распространения коронавируса. В тот момент уже действовало ПП РФ № 424, которое наложило мораторий на ограничение коммунальных услуг из-за задолженности за ЖКУ.

Истец требовала, чтобы ТСЖ выплатило ей компенсацию морального вреда в 30 тысяч рублей: она оказалась заперта в квартире без света и горячей воды, поскольку без электроэнергии не работал газовый котёл. Первый суд и апелляционная инстанция признали правоту истца, но снизили сумму компенсации в 10 раз. Жительница дома получила всего 3 тысячи рублей за моральный вред и 1,5 тысячи рублей штрафа.

Кассационный суд, куда она обратилась, согласился с её жалобой: нижестоящие суды формально подошли к оценке ситуации, в которой оказалась собственница в период самоизоляции. Также они не обратили внимание на её возраст и состояние здоровья, последствия отключения электроэнергии в её квартире. В решении первой инстанции нет мотивов, по которым судья назначил именно такую сумму компенсации морального вреда. Кассационный суд отправил дело на новое рассмотрение, чтобы суд пересмотрел сумму компенсации с учётом всех обстоятельств.

В рассмотренном примере кассационный суд указал на критерии, которые влияют на размер компенсации за моральный вред в случае, если вина нарушителя доказана. Это жизненные обстоятельства истца, при которых ему был причинён вред: например, пандемия и самоизоляция. Также суды должны учитывать возраст и здоровье пострадавшего, длительность и характер страданий истца.

Отсутствие трёх обстоятельств, освобождающих УО от уплаты компенсации за моральный вред

При этом УО в свою очередь могут привести свидетельства, что не виновата в случившемся с истцом. В одной из статей Сусана Киракосян рассказывала, что управляющим домами для защиты от требований компенсации морального вреда потребителя УО следует доказать одно из трёх обстоятельств:

  1. Отсутствие вины управляющей организации.

Если нет вины, то нет оснований для возложения на УО или ТСЖ обязанностей выплатить компенсацию морального вреда (ст. 1064 ГК РФ). Но подтвердить, что вины нет, должны управляющие домами.

  1. Непреодолимая сила.

В силу п. 4 ст. 13 № 2300-I, УО освобождаются от ответственности, если докажут, что не выполнили обязательства или выполнили их не должным образом из-за обстоятельств непреодолимой силы: наводнения, землетрясения, других стихийных природных и общественных явлений (ст. 401 ГК РФ).

  1. Умысел потерпевшего.

Управляющие домами не заплатят за моральный вред, если найдут подтверждение того, что потерпевший сам виноват в ситуации (ч. 1 ст. 1083 ГК РФ, ч. 5 ст. 14 № 2300-I). Для этого нужно представить в суд доказательства, что потребитель осознанно нарушил нормы НПА, чтобы извлечь выгоду, избежать расходов или нанести себе вред.

Нужна помощь, чтобы доказать одно из трёх обстоятельств и отсутствие вашей вины по иску собственника? Обратитесь к нам за консультацией и юридической поддержкой.