Верховный суд России выпустил новое постановление в сфере компенсации морального вреда. Аналогичное постановление 1994 года признано утратившим силу. В новом документе даны разъяснения о праве потерпевшего на такую компенсацию и её размерах, а также разобраны отдельные случаи из судебной практики.

Постановление Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 заменило постановление от 20.12.1994 № 10. В 69 пунктах Верховный суд России разобрал:

  • право на компенсацию морального вреда;
  • общие условия возложения обязанности по её уплате;
  • способ и размер компенсации;
  • отдельные случаи из практики;
  • процессуальные вопросы.

В п. 6 постановления № 33 указано, что правила о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 151, ч. 11 ст. 152 ГК РФ). При этом физическое лицо – предприниматель вправе требовать её в случае, если в связи с его работой было допущено нарушение его личных неимущественных прав.

Обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на ответчика при наличии предусмотренных законом оснований. Среди них – наличие физических или нравственных страданий потерпевшего, неправомерных действий причинителя вреда и причинной связи между ними (ст. ст. 151, 1064, 1099, 1100 ГК РФ).

Также ВС РФ указал, что вина в таком деле предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается ответчиком (ч. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Новое постановление касается и работы управляющих домами. Суды придерживаются позиции, что УО должна возместить собственникам моральный вред, если она ненадлежащим образом выполняет обязательства по договору управления. Читайте обзор практики по данной теме.