До 1 апреля управляющим организациям предстоит подготовить и представить собственникам отчёт о выполнении договора управления за 2020 год. В какой форме он составляется, откуда взять для него информацию и что делать, если владельцы помещений его раскритикуют? На эти вопросы ответила директор Института управления ЖКХ Ирина Маликова.
Годовой отчёт: что и за какой период раскрывать, основные ошибки УО298087
Посмотрите обучающий онлайн-семинар про подготовку годового отчёта
16 февраля генеральный директор ООО «Институт управления ЖКХ», эксперт в составе Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ Ирина Маликова провела онлайн-семинар «Отчёт о выполнении договора управления за 2020 год».
Смотрите демо-ролик на YouTube-канале Ассоциации «Р1» →
Эксперт рассмотрела вопросы, ответы на которые управляющие организации чаще всего ищут при подготовке годового отчёта:
- в какой форме составляется отчёт;
- каким должно быть содержание документа, если его форма не утверждена в договоре управления или на ОСС;
- почему нужно подтверждать факт выполнения работ, услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества;
- можно ли считать договор управления абонентским;
- почему средства на текущий ремонт общедомового имущества признаются целевыми;
- как подготовить сводную информацию, включаемую в отчёт;
- как рассчитать экономию;
- считаются ли неиспользованные УО целевые средства на текущий ремонт экономией по договору управления;
- как правильно провести корректировку размера платы за КР на СОИ.416
Посмотрите демо-ролик онлайн-семинара, чтобы узнать, о чём ещё мы говорили. А если хотите узнайть ответы на перечисленные выше вопросы, советуем приобрести полную видеозапись. Её, а также презентацию лектора, вы найдёте под статьёй.
Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки105902
Утвердите форму отчёта в договоре управления или на ОСС
Если иное не установлено договором управления, то УО ежегодно в течение первого квартала представляет собственникам помещений в МКД отчёт о выполнении договора за предыдущий год. А также размещает этот документ в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).
Согласно пп. «з» п. 4 Правил № 416, управляющая организация обязана предоставлять владельцам помещений отчёт об исполнении обязательств по договору управления с периодичностью и в объёме, которые установлены таким договором и решением ОСС.
В жилищном законодательстве не прописаны требования к форме и содержанию такого отчёта. Примерная форма такого отчёта и перечень включаемой в него информации утверждены приказом Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр – Приложение № 2. Но тут форма дана в виде списка, в котором по пунктам перечислены моменты, которые нужно включить в отчёт. Пользоваться ей неудобно.
Форма может быть утверждена на общем собрании собственников помещений в МКД или включена в договор управления (п.14 Приказа № 411/пр). Некоторые управляющие организации продолжают отчитываться по формам, утверждённым Стандартом раскрытия информации (ПП РФ от 23.09.2019 № 731). Хотя этот Стандарт уже не применяется, если в договоре управления прописано, что УО отчитывается по ПП РФ № 731, это не будет считаться противоречием жилищному законодательству.
Таким образом, делает вывод Ирина Маликова, управляющие организации составляют отчёт о выполнении договора управления:
- По форме, утверждённой ОСС или в ДУ.
- Если в договоре управления форма не утверждена, то УО отчитывается по форме, которую считает актуальной на сегодняшний день, и самостоятельно определяет объём информации для неё.
Представьте отчёт собственникам по одному из пяти вариантов
Управляющая организация предоставляет собственникам отчёт в порядке, установленном в договоре управления или на ОСС. Если же в договоре управления не указан способ предоставления отчёта, то, по сложившейся практике, УО определяет его самостоятельно.
Ирина Маликова перечислила несколько способов, как это можно сделать:
- Провести для владельцев помещений информационное отчётное собрание.
Это не годовое или внеочередное ОСС, а информационное. Кворум собирать не нужно: сколько собственников посетят собрание, столько и посетят.
- Предоставить отчёт на годовом общем собрании собственников.
Необходимо вынести в повестку дня собрания вопрос о предоставлении отчёта. Ирина Маликова отметила: ни одна законодательная норма не содержит требования, чтобы владельцы помещений дали свою оценку документу: выразили мнение, хорошо, удовлетворительно или плохо УО поработала в прошлом году. Главное просто представить отчёт.
- Опубликовать отчёт в специально выпущенной по случаю информационной газете.
Газету можно вложить в почтовые ящики. Способ удобен в пандемию, потому что не нужно ни с кем лично контактировать.
- Направить документ в письменной форме каждому собственнику.
Это затратный способ, но подойдёт, если вы управляете небольшим многоквартирным домом.
- Разместить документ на информационных стендах в подъездах или на придомовой территории.
Что УО изменить в подъездах дома, чтобы повысить лояльность жителей108721
Обозначьте содержание отчёта
Содержание отчёта должно быть утверждено в договоре управления МКД или общим собранием собственников. Если этого не сделано, есть два варианта, как обозначить объём информации.
Вариант 1. Исходите из предмета договора управления.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, предметом договора является выполнение работ, оказание услуг по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг и осуществление иной деятельности в целях управления домом.
Следовательно, в отчёт включается информация о выполнении работ, услуг, по их видам, указанных в предмете договора управления.
Вариант 2. Руководствуйтесь стандартами управления домами.
По Стандарту управления домами (пп. «з» п.4 Правил № 416) управляющая организация должна представить собственникам отчёт об исполнении обязательств по управлению МКД с периодичностью и в объёме, которые установлены ОСС и договором управления.
Такие обязательства УО могут устанавливаться ОСС только по работам, услугам по содержанию и ремонту общего имущества, в т.ч. капитальному.
Таким образом, если форма отчёта не утверждена общим собранием и в договоре управления, УО обязана включить в отчёт только информацию о выполненных работах, услугах
- по содержанию общего имущества;
- по текущему ремонту, если такие работы/услуги планировались к выполнению;
- по капремонту, если обязанность для УО их выполнить в отчётном году была указана в договоре управления.
Включение в отчёт иной информации будет происходить сверх стандарта. Такое решение УО принимает самостоятельно.
Так как отчёт должен содержать сведения об исполнении обязательств, то это исполнение обязательств должно быть подтверждено. О том, как правильно составить акты, вы узнаете, посмотрев полную видеозапись онлайн-семинара.
Мы настоятельно рекомендуем его посмотреть всем, даже если вы уже подготовили отчёт. Вы узнаете, как подготовить всю необходимую информацию, как рассчитать экономию, под каким кодом включить в отчёт работы по дезинфекции в период коронавируса.
Также вы сориентируетесь в последствиях неиспользования целевых средств на текущий ремонт, поймёте, что делать, если договор управления действует последний год или меняется УО. Бонусом вы получите примеры расчётов, вариант заполнения отчёта и ответы на горячие вопросы от УО, принявших участие в онлайн-семинаре.
3 комментария