В домах, где собственники не выбрали способ управления и не состоялся открытый конкурс, управляющую организацию назначает орган МСУ. Узнайте, обязана ли УО в таком случае для внесения изменений в реестр лицензий подавать заявление в ГЖИ и размещать договор управления в ГИС ЖКХ.
УО вправе управлять МКД только после внесения изменений в реестр лицензий
В одном из домов города Чебаркуля две недели не было горячей воды. Жители пожаловались на это в правительство Челябинской области, которое направило запрос в ГЖИ. Инспекция ответила, что:
- Вода отсутствует, так как в данном МКД нет УО, а назначенная муниципалитетом временная компания не может управлять им, так как ведомство не внесло изменения в реестр лицензий.
- Как только компания разместит договор управления в ГИС ЖКХ согласно ст. 198 ЖК РФ и п. 2 приказа Минстроя от 25.12.2015 № 938/пр, то сразу приступит к исполнению своих обязанностей.
Одновременно с этим Госжилинспекция выписала УО предостережение, чтобы та опубликовала ДУ в системе в кратчайшие сроки. По мнению управляющей организации:
- документ нарушает её права и интересы в предпринимательской сфере;
- основанием для внесения изменений в реестр является решение администрации города.
Компания подала иск в суд с требованием признать предостережение ГЖИ незаконным (дело № А76-30323/2022).
Назначение временной УО: правила, формирование перечня и судпрактика41820
Орган МСУ назначает временную УО, если собственники её не выбрали и открытый конкурс не состоялся
Рассматривая дело, суд первой инстанции отметил:
- Орган МСУ назначает временную УО, если собственники не выбрали способ управления МКД или открытый конкурс не состоялся (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110)
- Управляющая организация размещает договор управления в системе, так как она обязана раскрывать информацию о своей деятельности (ч. 1 ст. 192, ч. ч. 1, 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731).
Если компания не выполнила обязательные требования, то надзорное ведомство может предписать ей устранить нарушения в силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Суд указал, что выданное ГЖИ предостережение не затрагивает права истца, так как носит профилактический характер. Инстанция отказала УО в удовлетворении требований.
«Вы нам писали» о непосредственном и временном управлении МКД45502
В случае неподачи УО заявления о внесении изменений в реестр лицензий ГЖИ выдаёт предостережение
Принятое решение управляющая организация оспаривала в апелляционном суде, настаивая, что внести изменения в реестр лицензий можно и в отсутствие заявления компании. Определение о назначении временной УО муниципалитет размещает на собственном сайте и в ГИС ЖКХ в течение суток со дня принятия решения. Такая позиция отражена в письме Минстроя РФ от 23.03.2020 № 10701-ОЛ/04.
Также компания указала на то, что предостережение не относится к превентивным мерам, ведь в случае его неисполнения ГЖИ может провести проверку и привлечь УО к административной ответственности.
Апелляционный суд оставил без изменений решение первой инстанции, так как письма ведомств имеют информативный характер и не являются НПА. А несогласие управляющей организации с доводами инстанций не может служить основанием для признания предписания надзора недействительным. С такими выводами согласилась и кассация.
Когда УО признаётся уклонившейся от заключения ДУ по итогам конкурса93550
Временная УО не обязана подавать заявление о внесении изменений в реестр лицензий
УО обратилась с жалобой в Верховный суд России, который отметил, что описанное в ч. 2 ст. 49 № 248-ФЗ требование надзорных органов к организациям устранить нарушения направлено на минимизацию риска причинения вреда имуществу. Однако предоставление сведений о договоре управления от УО к таким нарушениям не относится:
«Инспекция фактически облекла в форму предостережения, выдаваемого в профилактических целях, содержание ненормативного правового акта иной правовой природы, что не соответствует положениям ч. 2 ст. 49 № 248-ФЗ», – указал ВС РФ.
Назначение временной УО не предполагает самостоятельного заключения договора управления, поэтому у судов и ГЖИ не было законных оснований требовать разместить его в системе. Распоряжения органа МСУ было достаточно для внесения изменений в реестр по спорному МКД:
«В случае определения управляющей организации для управления многоквартирным домом решением органа местного самоуправления в соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, внесение изменений в реестр лицензий возможно и без заявления лицензиата».
Инстанция отменила решения нижестоящих судов и признала предостережение ГЖИ незаконным (определение ВС РФ от 01.04.2024 № 309-ЭС23-23873).
Сведения о заключённом договоре при назначении временной УО в системе размещает орган МСУ
Как указал ВС РФ, при назначении временной управляющей организации для внесения изменений в реестр лицензий:
- УО может не подавать соответствующее заявление в ГЖИ.
- Для этого достаточно распоряжения органа местного самоуправления. Он размещает своё решение в ГИС ЖКХ в течение одного рабочего дня согласно п. 2 приказа № 938/пр.
Больше информации о назначении и работе временных управляющих организаций в МКД есть на нашем портале. Узнайте:
- должна ли временная УО заключать договоры КР на СОИ,
- как формируется перечень временных управляющих организаций,
- может ли временная УО расторгнуть договор управления с муниципалитетом.
Чтобы не пропускать полезные материалы о сфере ЖКХ и эффективном управлении домами, следите за обновлениями портала в разделе «Статьи», а также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.