20 августа УО получили в ГИС ЖКХ письма от оператора с требованием разместить в системе платёжные документы и показания приборов учёта, иначе – блокировка ЛК организации и закрытие лицевых счетов. Читайте мнение экспертов, обладает ли оператор системы такими полномочиями и как реагировать на сообщение.

Проверить в личном кабинете ГИС ЖКХ наличие сообщения и подробно его изучить

УО и ТСЖ начали получать письма от оператора системы 20 августа: наши подписчики поделились сообщениями в телеграм-канале, а клиенты переслали менеджерам РосКвартала. Первая мысль, которая возникла после прочтения текста, – произошёл взлом системы, но сотрудники оператора ГИС ЖКХ подтвердили подлинность писем.

В ожидании официальных разъяснений наши эксперты Маргарита Кобко и Ирэн Парсамян 26 августа провели телеграм-эфир, на котором дали УО рекомендации, как реагировать на предупреждение о блокировке ЛК:

Убедиться, что вся обязательная информация размещена в системе

Как рассказала Маргарита Кобко, она проанализировала личные кабинеты клиентов РосКвартала, получивших письма от оператора ГИС ЖКХ, и проверила внесённые ими данные. Это помогло выявить индикаторы, по которым шёл отбор адресатов рассылки.

Одним из таких маркеров стало неразмещение УО, ТСЖ и кооперативами платёжных документов в системе. Оператор учитывал данные за период с сентября 2023 по август 2024 года. При этом, как отметила Маргарита Кобко, отсутствие такой информации не всегда вина поставщика:

«В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что управляющие организации не могут внести в ГИС ЖКХ платёжные документы, так как у них заключены договоры с расчётными центрами, которые не работают с системой и данные УО не предоставляют», – поделилась Маргарита Кобко.

Эксперт считает, что для УО, оказавшейся в такой ситуации, лучший выход – начать с РЦ переговоры и найти компромисс. При отказе центра сотрудничать по данному вопросу – сменить контрагента.

Разобраться в вопросе, какими полномочиями обладает оператор ГИС ЖКХ

Ирэн Парсамян проанализировала сообщение на соответствие нормам НПА и отметила два важных момента:

  1. Оператор не может блокировать личные кабинеты УО из-за отсутствия в них данных. Привлекать поставщиков информации к ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ могут только органы Госжилнадзора.

«Оператор системы – акционерное общество. Это коммерческое юридическое лицо, которое не обладает полномочиями по контролю за выполнением обязательных требований, и к нему не относится закон № 248 о надзоре», – пояснила спикер.

При этом, как подчеркнула эксперт, он вправе требовать от пользователя соблюдать нормы законодательства при размещении данных, это указано в п. 4.1.2 Правил работы в системе.

  1. В письме есть ссылка на ст. ст. 13.19.1, 19.6.1 КоАП РФ, но эти нормы относятся к должностным лицам исполнительной власти субъектов России. К управляющим организациям применяются меры, указанные в ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Ирэн Парсамян напомнила слушателям и клиентам РосКвартала, что, согласно прим. 2 ст. 13.19.1 КоАП РФ, поставщики информации не привлекаются к административной ответственности, если передали ведение ГИС ЖКХ на аутсорсинг.

Оператор системы в сообщении предупреждает не только о блокировке ЛК поставщиков информации, но и о расторжении договоров. Но, как отметили эксперты на эфире, нет пояснения, каких именно – управления, на СиТР или иных. Эксперты обсудили возможные варианты, а также разобрали вопросы участников трансляции. Ответы – в видеозаписи эфира.

Подготовить доказательства, что приняты исчерпывающие меры для размещения данных в ГИС ЖКХ

На эфире эксперты предположили, что оператор ГИС ЖКХ с помощью письма пытается стимулировать поставщиков информации размещать сведения в системе. Они рекомендовали УО, получившим такое сообщение, выполнить указанные там требования и внести в систему недостающие данные.

Если сделать это невозможно, то следует подготовить соответствующие скриншоты личных кабинетов и переписки с оператором. Они будут служить доказательством, что организация предприняла все меры для исполнения требований НПА.

Мы ждём официальных разъяснений от оператора или ответа от технической поддержки. Если получим их до 19 сентября, то расскажем об этом на портале или в телеграм-канале.

В период подготовки к переходу на № 79/пр письмо от оператора стало ещё одной проблемой для УО, ТСЖ и кооперативов, размещающих огромный объём информации в системе. Если вы хотите снять с себя этот груз, переложите его на наших специалистов с многолетним опытом работы в ГИС ЖКХ.


ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ