28 июня вышло постановление Пленума Верховного суда РФ № 21. Оно касается рассмотрения дел об оспаривании решений наделённых публичными полномочиями органов и лиц. Мы попросили Сергея Сергеева, представителя МКА «Арбат», рассказать, какие важные для управляющих организаций выводы содержит этот документ.
Обзор от ВС РФ: учёт электроэнергии, ТКО, размещение машин на газонах55840
Какие вопросы раскрываются в постановлении
Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2022 № 21 регулирует особенности применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ. Обе эти главы касаются проверки законности решений, действий или бездействия органов и лиц, наделённых публичными полномочиями.
Применительно к УО, это постановление в том числе регулирует вопросы обжалования и признания незаконными постановлений ГЖИ, решений администрации и так далее.
Сергей Сергеев, руководитель практики коммунального хозяйства, энергетики и управления недвижимостью Московской коллегии адвокатов «Арбат», детально проанализировал документ. Он выделил 11 тезисов, которые могут быть применены в работе управляющих организаций, и дал к каждому из них комментарии.
Обращение в суд и оспаривание решений
- Наименование оспариваемого документа не имеет значения. При этом акты контрольных мероприятий, то есть проверок, не могут быть оспорены в суде. Но может быть оспорено решение, принятое на основании акта проверки. Акт проверки может быть оспорен, если в нём содержатся требования, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О госконтроле» (п. 6 Пленума).
Комментарий: особенно это актуально с учётом нового регулирования и появления так называемых контрольно-надзорных мероприятий. Акты, составленные по результатам профилактических визитов и проверок, не могут быть оспорены. Но может быть оспорено решение, которое принято на основании таких актов.
- Написание «исковое заявление» вместо «административное исковое заявление» – больше не ошибка. Суд сам должен определить вид судопроизводства, исходя из изложенных требований (п. 9 Пленума).
Комментарий: строгие требования КАС РФ к форме и содержанию административного иска, за несоблюдение которых суд возвращает исковое заявление, немного облегчены: если заявление подано не в той форме, то его не вернут. Это актуально для тех, кто в первый раз сталкивается с работой по КАС РФ.
- Прокурор может оспорить решение о предоставлении лицензии, а уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах вправе обратиться в арбитражный суд по результатам рассмотрения поступившей к ним жалобы субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности или обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов (п. 13 Пленума).
Комментарий: это полезный пункт в целом для всех. Например, граждане могут обратиться к прокурору, чтобы он выступил в защиту их прав в суде. Или УО, проигравшая суд во всех инстанциях, может обратиться к финансовому омбудсмену, чтобы тот обжаловал решения в порядке надзора. Данный пункт пленума поможет, если решение принято в разрез практике и повлияет на всех остальных участников рынка.
- Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий или бездействия судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий. Иск об оспаривании актов органов госконтроля и надзора – по месту устранения нарушений законодательства (п. 14 Пленума).
Комментарий: пленум ввёл подсудность спора по выбору: можно вести спор по месту нахождения госоргана, а можно – по месту, где госорган обязал вас что-то сделать. Выбрать суд поближе – неплохая альтернатива поездкам на другой конец региона.
II обзор судпрактики Верховного суда за 2021 год: тезисы для УО и ТСЖ162480
Законность принятых решений
- Срок обращения в суд исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Пропуск срока – не основание для возвращения иска, но пропуск нужно обосновать (п.16 Пленума).
Комментарий: иными словами, оспаривать решения и действия госорганов можно когда угодно. Но только если вы сможете обосновать, что ранее обратиться в суд не могли. А потому три месяца на оспаривание предписания ГЖИ или решения об исключении вас из реестра – не строго пресекательный срок.
- Законность принятых решений – больше не формальное соблюдение требований правовых норм. А отсутствие вины госоргана – не основание для отказа в удовлетворении иска (п. 17 Пленума).
Комментарий: часто возникают ситуации, когда формальное соблюдение требования законно, но несправедливо. Теперь справедливости будет уделяться больше внимания.
- Акты, разъясняющие применение законодательства (письма госорганов, методические рекомендации) могут быть учтены судом при проверке законности решений и действий или бездействия. Но если суд решит, что такие разъяснения сами по себе закону не соответствуют, то учитываться они не будут (п. 21 Пленума).
Комментарий: это значит, что нужно проверять судебную практику. Возможно, какой-то суд уже признал, что определённое письмо Минстроя РФ не соответствует закону, тогда управляющая организация может сослаться на такое решение суда в своём споре.
- Суд применяет те нормы материального права, которые действовали в момент возникновения правоотношения с участием истца. Изменение правового регулирования – не основание для отказа в удовлетворении требований, но обязать госорган совершить действия не получится, если изменениями закона введён прямой запрет на это (п. 24 Пленума).
Комментарий: нередко возникают случаи, когда из-за изменений в законодательстве то, что раньше было незаконно, в период рассмотрения спора становится законным и в связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований или наоборот.
Три мнения о том, имеет ли ГЖИ право признать решения ОСС ничтожными100706
Оспаривание принятых решений
- Суд может ограничиться лишь признанием оспоренного решения незаконным и не возлагать на орган какие-либо обязанности. Например, при незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца (п. 26 Пленума).
Комментарий: арест имущества незаконен и этой констатации достаточно, чтобы приставы вернули всё, как было. Бывают случаи, когда имущество арестовывают, арест незаконен, но для того, чтобы заставить пристава прийти и открыть вход в помещение, нужно отдельно жаловаться на бездействие. Теперь суду не надо отдельно прописывать это в своём решении или идти с самостоятельным заявлением.
- Закон о госконтроле с 1 июля 2021 года ввёл обязательный досудебный порядок урегулирования спора с контрольным органом (п. 29 Пленума). Не соблюдён досудебный порядок обжалования – сразу возврат иска. А вот для граждан досудебный порядок не обязателен (п. 30 Пленума).
Комментарий: в данной ситуации важно не забывать прикладывать свои жалобы в ГЖИ к административному иску и помнить о сроках обжалования, установленных в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О госконтроле».
- Астрент с госоргана не взыскать, но только при оспаривании ненормативных правовых актов, а также решений, действий или бездействия органов госконтроля, совершённых в сфере публичных правоотношений (п. 34 Пленума).
Комментарий: это значит, что при всех возможных случаях жалоб на госорганы теперь станет невозможно взыскать с ГЖИ судебную неустойку за неисполнение решения.
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2022 № 21 представляет для управляющих организаций большую ценность. Оно регулирует порядок обжалования решений ГЖИ и администрации. При споре с ГЖИ рекомендую в первую очередь обратиться к данному пленуму, чтобы правильно сформулировать свои требования и избежать процессуальных ошибок.