Сегодня разбираемся, обязана ли управляющая организация предоставлять военкомату информацию о гражданах, пребывающих в запасе и зарегистрированных в доме, которым компания управляет.

С чего всё началось

Наш читатель обратился к нам с вопросом. Военкомат прислал ТСЖ требование предоставить сведения о гражданах, пребывающих в запасе, зарегистрированных и проживающих в доме, который товарищество обслуживает. Нужны фамилия, имя и отчество человека, дата его рождения, адрес регистрации, номер телефона и место работы.

Ведомство ссылается на ч. 2, ст. 4 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, работники этих организаций, ответственные за военно-учётную работу, обязаны сообщать в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трёх месяцев, которые состоят на воинском учёте или не состоят, но обязаны состоять. Срок на передачу данных – 2 недели.

Товарищество в этой ситуации волнуют два вопроса: если у него заключён договор на обслуживание с МФЦ, кто всё же обязан предоставить данные в военкомат? И не нарушается ли при этом № 152-ФЗ?

Вся запрашиваемая военкоматом информация относится к данным регистрационного учёта граждан. Если товарищество самостоятельно принимает и передаёт в МВД данные для регистрации граждан, то оно обязано передать запрашиваемые сведения в военкомат. Если же у него заключён договор с МФЦ, то передача данных – обязанность многофункционального центра.

Направляя в военкомат такие сведения о человеке, как ФИО, дата рождения, адрес регистрации, номер телефона и место работы, управляющая организация и ТСЖ не нарушает Закон о персональных данных.

Это краткие ответы на заданные нам вопросы. А теперь давайте разберёмся во всём последовательно.

Услуги паспортного стола в управляющей организации и регистрационный учёт

Паспортный стол в управляющей организации – подразделение, выполняющее функции посредника между гражданами и УФМС. В постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 содержится перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан России по месту пребывания и по месту жительства.

К таким лицам относятся:

  1. Должностные лица органов госвласти РФ, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
  2. Собственники при непосредственном управлении МКД, уполномоченные лица ТСЖ или управляющей организации.
  3. Уполномоченные лица органов управления ЖК и ЖСК.
  4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров.

Так как управляющая организация ответственна за приём документов для регистрации, услуги паспортного стола она обязана оказывать. Напомним, что предоставлять сведения, справки, выписки УО обязана только, если это предусмотрено договором управления.

Как вести регистрационный учёт граждан в УК

Согласно п. 23 Регламента № 984, п. 2 Правил регистрации № 731 регистрационный учёт граждан – это государственная услуга. Она предоставляется территориальными органами МВД.

В предоставлении государственной услуги принимают участие МФЦ при наличии соглашения о взаимодействии и организации федеральной почтовой связи, лица, ответственные за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов (п. 24 Регламента № 984). К таким лицам относятся уполномоченные от УО и ТСЖ.

Саму госуслугу по регистрационному учёту УО не оказывает, но принимает и передаёт документы для регистрации граждан в территориальные органы МВД. Для этого в организации назначается уполномоченное лицо, например, паспортист, и утверждается порядок регистрационного учёта.

Так как услуги регистрации – обязанность управляющей организации, то она не может не взять на себя регистрационный учёт. Но при желании УО может заключить договор с МФЦ и делегировать последнему права по регистрации граждан. В таком случае собственники относят документы для регистрации прямо в МФУ.

Когда УО и ТСЖ обязаны предоставить данные в военкомат

Если управляющая организация или ТСЖ не занимается приёмом и передачей в органы МВД документов для регистрации граждан, потому что делегировала это МФЦ, она имеет полное право отказать военкомату в предоставлении запрашиваемых данных.

Вот, в какой форме можно сформулировать отказ:

«В ответ на ваш запрос сообщаем, что организация “Лучшая управляющая компания” не является органом регистрационного учёта. Мы также не занимаемся хранением карточек регистрации и поквартирных карточек.

Отметим, что Регламент № 288, который возлагал на управляющие организации и товарищества собственников жилья обязанность хранить карточки регистрации и поквартирные карточки, отменён. Вместо него с 17 апреля 2018 года действует приказ МВД России от 31.12.2017 № 984.

Регистрационный учёт граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России – это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД (п. 23 Регламента № 984, п. 2 Правил регистрации № 731).

В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

У нас заключён договор с МФЦ <Название МФЦ>. За запрашиваемой информацией вам следуем обратиться к <уполномоченное лицо от МФЦ>».

Если УО или ТСЖ самостоятельно принимает и передаёт данные в МВД, она обязана выслать в военкомат запрашиваемую информацию. Заметим также, что военкомат не вправе требовать от управляющей домом организации данных о временных жильцах.

Нужно помнить про ответственность за несвоевременное предоставление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трёх месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учёте. Она наступает по ст. 21.3 КоАП РФ, должностному лицу организации грозит административный штраф в размере от 300 до 1 000 рублей.

К вопросу о персональных данных

Ещё один вопрос: не нарушит ли ТСЖ или управляющая организация Закон о персональных данных, передавая данные жителей дома в военкомат? Пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗподразумевает обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных в случае осуществления и выполнения оператором, возложенных на него функций и обязанностей. Передача данных в военкомат как раз такой случай.

Запомнить

  1. Регистрационный учёт граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России – это государственная услуга.
  2. Её непосредственно предоставляет территориальный орган МВД.
  3. В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии и организации федеральной почтовой связи.
  4. Лицами, ответственными за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, являются в том числе УО и ТСЖ.
  5. УО и ТСЖ имеют право заключить договор с многофункциональным центром на услугу по приёму и передаче данных граждан в МВД.
  6. Если управляющая организация или ТСЖ не занимается приёмом и передачей в органы МВД документов для регистрации граждан, потому что делегировала это МФЦ, она имеет право отказать военкомату в предоставлении запрашиваемых данных.
  7. Если УО или ТСЖ самостоятельно принимает и передаёт данные в МВД, она обязана выслать в военкомат информацию.