Институт экономики города разработал методику оценки управляющих компаний. Её особенность в том, что работу коммунальщиков оценивают не местные власти и контролирующие органы, а потребители коммунальных услуг.
По результатам такой оценки управляющую организацию могут оштрафовать. Пока что методика применяется только в нескольких регионах РФ, например, в Бурятии. Но кто знает, что может быть завтра в вашем субъекте. Предлагаем узнать, какую оценку могли бы поставить вам.
Особенности взаимодействия УК с советом МКД439620
Что это за методика
Создатели методики, сотрудники Института экономики города, придерживались трёх принципов:
- самый эффективный контроль – контроль потребителей услуг;
- контроль на уровне отдельного МКД носит локальный характер;
- потребительские оценки имеют общественную значимость.
Оценки, которые дают потребители КУ своим управляющим организациям – это и отражение сложившейся ситуации на рынке, и способ задать направление для желаемых изменений.
Ценность такой оценки заключается в том, что деятельность управляющих организаций анализируют не органы государственной власти или органы местного самоуправления, а простые жители. О том, что их оценка порой бывает предвзятой, авторы методики умолчали.
Зато разработали критерии оценки, которые отражают ориентированность УО на потребителей и удовлетворенность потребителей работой организации.
Пост-релиз вебинара «Договор управления - 2016»168970
Зачем создавать потребительский рейтинг
Потребительский рейтинг, по задумке авторов методики, поможет создать источник информации для потребителей об управляющих организациях. Выявить «хорошие» и «плохие» организации, чтобы потребителям проще было сделать выбор, какой УО доверить управление своим домом.
Рейтинг создаётся для управляющих организаций, чтобы они ориентировали свою деятельность на потребителей. Рейтинг создаётся и для общественного резонанса: в оценку деятельности управляющих компаний планируется вовлечь широкий круг потребителей. Это делается для того, чтобы в решении вопросов по управлению общим имуществом в МКД принимало участие как можно больше потребителей.
В результате должна образоваться здоровая конкуренция управляющих организаций с лучшими управляющими организациями.
Полное представление о работе своей управляющей организации граждане получают, когда заполняют опросник, разработанный авторами методики. Для оценки используются сведения, находящиеся в открытом доступе.
Потребители могут оценить:
- раскрывает ли УО информацию о своих услугах,
- довольны ли потребители качеством оказанных услуг,
- открыта ли УО для общения с потребителями в рамках договора управления.
Авторы методики считают поведение управляющих организаций по отношению к потребителям порой недопустимым. Между тем их отношение к потребителям должно быть таким же, как у участников других рынков услуг и работ, – уважительным.
Пост-релиз вебинара « МКД: новые правила, полномочия »66840
Какие есть критерии оценки
Авторы методики выделили три группы критериев оценки для управляющих компаний:
- Для оценки качества предоставляемой УО информации.
- Для оценки качества услуг и работ УО.
- Для взаимодействия управляющей организации с потребителями.
В рамках каждой группы происходит детализация критериев. Критериями для оценки качества предоставляемой информации будет наличие в открытом доступе таких сведений:
- о перечне оказываемых услуг и работ по управлению МКД,
- о каждой услуге и работе,
- о стоимости каждой услуги и работы,
- доступность информации.
Все эти критерии соответствуют Стандарту раскрытия информации (ПП РФ N 731).
К критериям оценки управляющих компаний применяются определённые требования. Главное из которых – они должны соответствовать требованиям законодательства.
Кроме того, критерии оценки должны:
- соответствовать предмету оценки,
- всесторонне отражать деятельность УО,
- зависеть от действий УО,
- показывать результат деятельности УО,
- позволять оценивать без обращения к УО или органам власти.
Оценить качество оказанных услуг можно по тому, как:
- УО выполняет услуги и работы в соответствии с условиями договора или утверждённого плана,
- качественно ли УО предоставляет КУ,
- как изменилось состояние МКД после работ УО.
Для оценки открытости управляющей организации перед потребителями рассматриваются следующие моменты:
- предложила ли УО план работ по содержанию и ремонту МКД на очередной год;
- отчиталась ли УО об исполнении плана работ за предыдущий год;
- представляет ли УО собственникам информацию по управлению МКД;
- взаимодействует ли УО с советом МКД / правлением ТСЖ;
- как УО работает с потребителями услуг.
Новое в работе с потребителями коммунальных услуг105100
Как оценивается управляющая организация
Оценка для управляющей компании выставляется по пятибалльной шкале. Чтобы поставить оценку, собственникам нужно ответить на вопросы анкеты. Оценка проводится коллегиально: оценивают одновременно три члена совета МКД или правления ТСЖ. После все участники подписывают заполненную анкету.
Некоторые критерии содержат несколько показателей. В таком случае оценивается каждый, а затем рассчитывается средняя арифметическая оценка по критерию.
Максимальная оценка, которую можно получить, – 100 баллов. Создатели методики рекомендуют проводить оценки управляющих организаций один раз в год в апреле – мае как общественную акцию.