Сегодня мы расскажем, какие изменения произошли в отношениях исполнителя коммунальных услуг и потребителей после вступления в силу ПП РФ от 26.12.2016 N 1498. Вы узнаете, что изменилось в работе с потребителями коммунальных услуг.

Новые правила оформления договора

В новой редакции п. 19 ПП РФ N 354 дополнен перечень сведений, которые обязательно нужно указать в договоре на предоставление коммунальных услуг. К прежнему списку добавлены:

  • адрес помещения или жилого дома, куда поставляются коммунальные услуги по договору,
  • общая площадь этого помещения или домовладения,
  • общая площадь помещений, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме,
  • площади жилых и нежилых помещений,
  • для нежилого помещения – вид деятельности, которую там ведут,
  • для жилого помещения – количество постоянно проживающих пользователей,
  • дополнительные сведения, которые нужны для расчёта платы за КУ по утверждённым правилам,
  • по какому адресу и каким способом доставляются квитанции потребителю.

Если при проверке Роспотребнадзор обнаружит, что в договоре управления недостаёт обязательных сведений, управляющая организация заплатит штраф.

Информирование потребителей

Один раз в квартал или чаще управляющая организация должна напоминать потребителям коммунальных услуг, что они несут ответственность за:

  • недопуск проверяющих к приборам учёта в согласованный день и время;
  • несанкционированное вмешательство в работу ПУ, их повреждение, занижение их показаний, безучётное потребление коммунальных ресурсов.

Сделать это можно одним из двух способов:

  • опубликовать на официальном сайте УО, распечатать и поместить на информационных стендах;
  • 1 раз в квартал или чаще печатать памятку на платёжных документах.

Исполнитель вправе сообщать потребителю о задолженности за коммунальные услуги звонком по мобильному или стационарному телефону, в смс-сообщении или по электронной почте, через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ, на официальном сайте  исполнителя КУ.

Новые обязанности потребителя

Уточнены права исполнителя коммунальных услуг, а именно пункты о том, как часто и в каком порядке проверять приборы учёта.

Исполнитель КУ имеет право:

  • проверять наличие и состояние ИПУ не чаще 1 раза в 3 месяца (не чаще 1 раза в месяц, если ИПУ установлен вне помещений или в нежилых помещениях и возможна проверка в отсутствие потребителя);
  • проверять достоверность переданных потребителем показаний ИПУ не чаще 1 раза в 3 месяца;
  • устанавливать на приборах учёта устройства, которые позволяют выявить вмешательство в работу ПУ.

Соответственно, у потребителя коммунальных услуг появились обязанности:

  • допускать исполнителя коммунальных услуг в помещение для проверки наличия и состояния ПУ, сверки показаний счётчиков с переданными данными не чаще 1 раза в 3 месяца;
  • сохранять установленные антимагнитные пломбы и другие устройства, фиксирующие вмешательство в работу ПУ.

Исполнитель КУ письменно за 14 дней сообщает собственникам, что будет проводиться проверка ПУ, указав дату и время обхода и объяснив, к каким последствиям приведёт недопуск. Если потребитель не может обеспечить доступ к приборам учёта в обозначенное время, он должен не позднее чем за 2 дня предупредить исполнителя и предложить другую дату – не ранее 2 дней и не позднее 3 дней.

В случае, когда потребитель не согласовал дату проверки и не пустил проверяющих в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учёта и размер платы рассчитывается по нормативу с применением повышающего коэффициента.

Обнаружив при обходе, что повреждён прибор учёта, пломбы или другие устройства, исполнитель КУ составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу ПУ. В таком случае плата рассчитывается по нормативу с использованием повышающего коэффициента 10.

Работа с должниками

Если потребитель не платит за КУ вовремя в полном объёме и его долг больше двух размеров месячной платы по нормативу, исполнитель может ограничить и приостановить предоставление данной услуги. Об этом надо сообщить должнику за 20 дней одним из следующих способов:

  • вручить уведомление под подпись;
  • отправить заказным письмом по почте;
  • напечатать предупреждение в платёжном документе;
  • другими способами, которые позволяют установить дату получения уведомления (телефонным звонком с записью разговора, письмом по электронной почте, смс-сообщением и прочими).

Если в течение 20 дней после получения предупреждения потребитель не погасит долг, ему ограничат предоставление КУ. В помещениях и домовладениях, где ограничить КУ технически невозможно, через 10 дней после введения ограничения потребители временно перестанут получать КУ, если до этого момента не внесут плату в полном размере. В многоквартирном  доме должникам не отключают отопление и холодное водоснабжение.

Расходы на ограничение, приостановление и возобновление КУ придётся оплатить должнику. Когда он это сделает, при условии полной выплаты долга исполнитель возобновит предоставление коммунальной услуги.

Названные меры не применяются к  должникам, которые заключили с исполнителем соглашение о погашении задолженности.

Ответ на запрос информации

По заявлению потребителя исполнитель КУ обязан предоставить сведения:

  • правильно ли начислена плата за коммунальные услуги этому потребителю,
  • есть ли у него задолженности или переплаты,
  • правильно ли и на каких основаниях ему начислены штрафы и пени.

Ответить на запрос нужно письменно в течение 3 рабочих дней после подачи заявления. В ответе указать данные за названные в заявлении периоды:

  • какой объём коммунальных ресурсов потреблён за каждый месяц по показаниям ОДПУ,
  • какой суммарный объём КР потреблён в жилых и нежилых помещениях МКД,
  • какой объём КР рассчитали по нормативу потребления,
  • каков расход коммунальных ресурсов на ОДН.

Тут же при обращении следует проверить, правильно ли начислены платежи за коммунальные услуги, а также штрафы и пени, верно ли указаны размеры задолженностей и переплат. Документ с исправленными начислениями выдаётся немедленно после проверки.