23 июля РосКвартал провёл третий открытый телеграм-эфир о работе с кадастровыми номерами в системе в рамках проекта «ГИС ЖКХ от А до Я». Наравне с протоколами ОСС, эта тема вызывает у наших подписчиков наибольшее количество вопросов. Узнайте, какими рекомендациями поделилась наш эксперт Маргарита Кобко.

С какими проблемами сталкиваются УО и ТСЖ при работе с кадастровыми номерами в ГИС ЖКХ

Согласно п. п. 2.1.2, 2.12.2–2.14.2 приказа № 74/114/пр, УО и ТСЖ обязаны присваивать в системе кадастровые номера многоквартирным домам и помещениям путём выбора таких номеров из ГИС ЖКХ. За их размещение отвечает Росреестр. Но на практике управляющие МКД нередко встречаются с рядом трудностей:

  1. Не все загруженные в систему кадастровые номера корректны.

Маргарита Кобко привела пример ситуации: вы присвоили кадастровый номер дому и помещениям в нём, сохранили информацию, а затем обнаружили, что он неверен, а в системе появился другой – актуальный.

«Если вы измените кадастровый номер МКД, все присвоенные помещениям номера сбросятся, и вам придётся присваивать их заново. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, перед подтягиванием кадастрового номера в ГИС ЖКХ сверьте его на официальном сайте Росреестра», – отметила эксперт.

  1. Кадастровый номер отсутствует в системе.

Маргарита Кобко также обратила внимание слушателей, что управляющие организации не несут ответственности за размещение сведений в системе другими поставщиками информации. В обязанности УО входит лишь установка связи с данными Росреестра, если они есть в ГИС ЖКХ.

Как мы уже рассказывали на предыдущих эфирах, решить проблему отсутствия кадастрового номера в системе можно двумя способами:

  • Обратиться с заявлением в Росреестр – подать его вправе как собственник помещения в МКД, так и управляющая организация. Если житель направил в УО жалобу об отсутствии кадастрового номера в ГИС ЖКХ, можно сообщить ему, что он имеет право отправить запрос в Росреестр.
  • Оставить обращение в личном кабинете системе – описать проблему, прикрепить скриншоты с личного кабинета ГИС ЖКХ и с сайта Росреестра.

«Такой путь удобен в случае, если нужно исправить информацию по одному или нескольким объектам, но отнимет много времени при сотнях или даже тысячах квартир», – указала эксперт.

Какие ошибки допускают УО при привязке кадастровых номеров к МКД и помещениям

Исходя из опыта специалистов РосКвартала, Маргарита Кобко рекомендует УО и ТСЖ быть предельно внимательными при работе в системе и обращать внимание на следующие моменты:

  • При попытке присвоить кадастровый номер помещению система в поиске выдаст номера для всех корпусов или домов под разными литерами, но аналогичной цифрой в адресе. Проверяйте внимательно адреса, категории и наименования помещений.
  • В системе существуют такие типы домов, как жилой и многоквартирный. Проверьте карточку и подробное описание объекта – у него должен быть указан верный тип. В противном случае, если вы попытаетесь отвязать от МКД неактуальный кадастровый номер, тип здания может не измениться. При возникновении такой проблемы можно обратиться в администрацию.

Что делать УО, если она получила жалобу по вопросу размещения кадастровых номеров в системе

УО часто получают претензии, что площади помещений в ГИС ЖКХ не совпадают с указанными в документации. В таком случае Маргарита Кобко советует проверить, установлена ли связь с данными Росреестра. Если да, управляющая организация не сможет изменить информацию без обращения в ведомство. Если связь отсутствует, параметр площади редактируется в карточке помещения.

Распространённая ошибка, которую совершают УО, получив жалобу на несовпадение площади, снимают связь с Росреестром:

«В таком случае отсутствие привязки кадастрового номера к помещению будет вашим нарушением, поскольку управляющие организации обязаны привязывать размещённые ведомством сведения», – отметила эксперт.

Ещё одна распространённая ситуация – отсутствие в ГИС ЖКХ кадастровых номеров. В большей степени эта проблема затрагивает новостройки. Если вы получили письмо от органа ГЖН с указанием на небольшой процент размещения информации по помещениям, в первую очередь обратите внимание на наличие в системе их кадастровых номеров.

Если связь с Росреестром для всех помещений установлена, направьте в контролирующий орган ответ с разъяснением, что кадастровые номера отсутствуют не по вашей вине. Далее, если их нет и на сайте Росреестра, вы можете обратиться в ведомство или в администрацию для присвоения таких номеров в системе необходимым помещениям.

Маргарита Кобко ответила на вопросы слушателей, а также напомнила, что на одном из предыдущих эфиров по работе с кадастровыми номерами делала обзор НПА, которые регулируют процесс присвоения таких номеров, их внесения в ЕГРН и передачи в систему.

Больше полезной информации о работе в системе – на наших эфирах «ГИС ЖКХ от А до Я». Следующий состоится 15 августа – поговорим о размещении информации согласно № 79/пр. Чтобы его не пропустить, подпишитесь на телеграм-канал РосКвартала. Видеозаписи эфиров не ведутся.