Под занавес прошлого года вышло постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491, утверждающее Правила осуществления общественного жилищного контроля. Означает ли это, что помимо органов ГЖН и собственников контролировать работу УО будет кто-то ещё? Узнаем об этом сегодня.

Предмет контроля

Строго говоря, об УО в документе нет ни слова. Равно как и о ТСЖ, кооперативах, РСО, МУПах, ГУПах и т.д. В постановлении говорится, что его цель – «повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих... отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством». И всё содержание документа указывает на то, что первое, на что направлен этот документ, – акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, их действие или бездействие.

Однако слова об «иных организациях» оставляют возможность будущим общественным контролёрам проверять УО, ТСЖ и кооперативы.

Кто будет контролировать

В п. 3 ПП РФ N 1491 названы органы и лица, которые будут проводить общественный контроль:

  • Общественная палата РФ,
  • общественные палаты субъектов РФ,
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований,
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
  • общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ,
  • общественные советы при органах местного самоуправления,
  • общественные объединения,
  • иные некоммерческие организации,
  • советы многоквартирных домов,
  • другие лица.

Другими словами, стать участником и организатором общественного контроля может любой желающий.

Предполагается, что граждане будут участвовать в общественном контроле в качестве:

экспертов (специалисты, обладающие специальными знаниями и/или опытом в сфере ЖКХ),

инспекторов.

Механизм контроля

Каков же порядок осуществления контроля? В ПП РФ N 1491 определены лишь общие принципы его проведения.

Прежде всего принимается решение о проведении контроля, в котором содержатся сведения о (об):

  • предмете контроля,
  • организаторе,
  • форме,
  • сроке,
  • процедуре проведения и определении результатов.

Проверка может проводится в форме:

  • общественной проверки,
  • общественных (публичных) слушаний.

Решение о проведении общественного контроля должно быть размещено в интернете, а с 1 июля 2017 г. – и на портале в ГИС ЖКХ. При этом любой гражданин, желающий присоединиться к мероприятию по контролю, в течение 10 дней со дня опубликования информации может направить запрос с просьбой сделать его инспектором или экспертом. В течение 5 дней субъект контроля принимает решение, включать ли этого человека в состав контролёров.

После проведения общественного жилищного контроля его результаты также публикуются в интернете (с 1 июля 2017 г. они должны появляться в том числе ГИС ЖКХ). При необходимости за проверкой следует обращение в органы ГЖН или прокуратуру.

Возможные перспективы

Пока неясно, как на практике будет проводиться контроль. Помимо того, что в ПП РФ N 1491 чётко не определён состав проверяемых организаций, также не оговорён круг полномочий проверяющих; неясно, чем грозит для проверяемых органов неподготовка обоснованных ответов на обращения; что будет, если ответ не удовлетворил субъект контроля и т. д. Очевидно, что это как раз тот случай, когда необходимы разъяснения Минстроя РФ.

Пока же остаётся надеяться на то, что контроль в сфере ЖКХ не превратится в опасный инструмент в руках недобросовестных конкурентов.