При ведении соцсетей и сайтов УО и ТСЖ публикуют фотографии, видео и тексты, и не всегда свои. Но не все управляющие МКД понимают, что это объекты авторского права. Узнайте, когда использование чужой информации является нарушением и что делать, если материалы компании распространяются без разрешения.

Учесть, что тексты, изображения, видео – объекты авторского права

Многие управляющие организации ведут сайты и социальные сети, чтобы наладить коммуникацию с жителями и повысить их лояльность. УО публикуют тексты, фотографии, видеоролики:

Примеры публикаций группы В Контакте УК «Электрощит» из Самары и телеграм-канала «Зелёного бульвара» из Владивостока

Однако авторы постов редко задумываются, что весь такой контент защищён законом. Об этом 13 августа онлайн напомнила исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян. Она в телеграм-эфире проанализировала правовые аспекты данного вопроса и дала рекомендации, как компаниям обезопасить себя при использовании чужих материалов:

Указывать авторство чужих материалов или ссылку на первоисточник

В начале выступления эксперт отметила, что вопросу авторского права посвящена гл. 70 ГК РФ. Под объектом такого права понимается любой результат творчества, в том числе тексты, изображения, видеоролики, которыми УО и ТСЖ делятся в социальных сетях или на своих сайтах (ст. 1259 ГК РФ).

«Если вы размещаете фотографию, то автор – фотограф, если текст, то он принадлежит редактору или специалисту по связям с общественностью, который его написал», – пояснила спикер.

В случае когда автор передал права на использование своих объектов другим лицам, то при распространении такой информации они могут не указывать, кому она принадлежит. В ином случае отмечать создателя материала – обязательно.

Защищать свои материалы от несанкционированного использования другими лицами

В продолжение темы Ирэн Парсамян рассказала, как быть УО и ТСЖ, если кто-то использовал созданные ими материалы. Она подробно остановилась на двух важных моментах:

  1. Невозможно удалить или отозвать опубликованную в интернете информацию, если на её распространение дано согласие.

«Если мы размещаем, например, на Яндексе картинку, то по умолчанию подписываемся под пользовательским соглашением на её использование по всему миру», – указала Ирэн Парсамян.

  1. Свои материалы можно защитить с помощью лицензии – исключительной и неисключительной. В первом случае право на распространение получает конкретное лицо, во втором – все, кому создатель дал доступ к объекту.

Эксперт посоветовала компаниям, как поступить при обнаружении своих материалов в чужих социальных сетях или на сайте. Необходимо написать автору публикации с требованием удалить её. Если он игнорирует запрос, то следует обратиться в техподдержку интернет-ресурса.

Из видеозаписи эфира узнайте, как поступить, если кто-то разместил на стороннем сайте созданные вами объекты: тексты, видео или фотографии.

Разработать правила использования ваших материалов

Ирэн Парсамян отметила, что любая информация на сайте или в социальных сетях УО становится объектом авторского права, поэтому желательно разработать правила их использования.

В качестве примера она привела пользовательское соглашение РосКвартала, где указано, что портал и размещённые на нём материалы являются интеллектуальной собственностью компании и в случае их распространения указание автора обязательно.

«Если вы даёте право другим лицам публиковать ваши материалы, то нужно решить, как их маркировать: указывать автора или давать ссылку на источник», – пояснила спикер.

Эксперт также рассказала управляющим организациям и ТСЖ о том, как обезопасить себя при использовании чужой информации и изображений из интернета, и о нюансах создания объектов с помощью искусственного интеллекта.

Следовать рекомендациям экспертов отрасли

Управляющим организациям и ТСЖ при работе в соцсетях и на сайтах нужно учесть, что тексты, изображения, видео подпадают под защиту авторского права. Следуйте рекомендациям, которые дала в эфире Ирэн Парсамян, чтобы не нарушить НПА в этой сфере:

  • Для защиты публикуемых вами материалов разработайте правила их использования сторонними лицами и добавьте документ для свободного доступа на собственных интернет-ресурсах.
  • При размещении чужой информации указывайте автора или ссылку на источник.
  • Если другие лица без разрешения использовали ваши фото, видео или текст в своих соцсетях, то обратитесь к создателю публикации с требованием удалить её.

Больше информации – в видеозаписи. Остались вопросы? Пишите их в комментариях: на самые важные и интересные мы ответим в наших материалах.