В 2022 году в Ставрополье органы власти распорядились утвердить перечень мер по повышению антитеррористической защищённости МКД. Орган Госжилнадзора разработал его и приказал УО и ТСЖ реализовать эти меры, причём за счёт собственников. Читайте, обязаны ли управляющие домами выполнять такие требования.
Органы власти Ставрополья обязали управляющих домами повышать антитеррористическую защищённость МКД
Судебное дело об антитеррористических мерах в многоквартирных домах разобрала в своём Телеграм-канале глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. «Как говорится, тьфу-тьфу, чтобы вам не пригодилось, но вдруг…», – отметила эксперт, комментируя завершившийся весной 2023 года спор.
Началось всё с того, что Правительство Ставропольского края выпустило распоряжение от 09.06.2020 № 283-рп, поручив разработать перечень мер для УО, направленных на антитеррористическую защищённость многоквартирных домов. Во исполнение этого документа региональный орган Госжилнадзора издал приказ от 25.06.2020 № 145-од, которым утвердил перечень таких мер.
В список вошли мероприятия, которые обязаны проводить УО и ТСЖ региона, в том числе:
- ограничение доступа в подвалы, на кровлю и на чердаки МКД;
- поддержание работоспособности средств защиты;
- ежемесячные обходы и осмотры общего имущества, автостоянок, земельных участков;
- информационная работа с жителями;
- защита технической документации.
По факту их проведения организации должны ежеквартально отчитываться. При этом орган ГЖН прописал, что источник финансирования всех этих мер – плата собственников за содержание и ремонт жилого помещения.
УО и ТСЖ региона с такой позицией не согласились. 71 организация подала административный иск в суд, чтобы признать эти НПА незаконными. По мнению истцов, органы власти превысили свои полномочия и возложили на УО и товарищества собственников обязанности, не предусмотренные законом.
Пять вопросов «Обязана ли УО…»: отвечают эксперты Ассоциации «Р1»53240
Разработка требований по антитеррористической защищённости – полномочия Правительства РФ
Суд первой инстанции отметил, что в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, Правительство РФ организует разработку и реализацию мер по предупреждению терроризма и минимизацию, ликвидацию его последствий. Полномочия устанавливать требования по антитеррористической защищённости МКД и порядок контроля за их исполнением относятся к исключительной компетенции Правительства РФ в силу требований п. 4 ч. 2. ст. 5 № 35-Ф3. Круг лиц с такими полномочиями является закрытым.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 № 35-ФЗ, обязанности по реализации мероприятий по антитеррористической защищённости могут быть возложены:
- на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении их собственности;
- на юридических лиц – в отношении принадлежащих им объектов.
Многоквартирные дома не являются собственностью УО и ТСЖ. Суд указал, что в оспариваемых распоряжении и приказе незаконно расширен круг субъектов права.
Что делать УО и ТСЖ, если беспилотник повредил общее имущество дома32730
Орган ГЖН не вправе требовать от УО выполнять работы, не относящиеся к деятельности по управлению МКД
Также инстанции рассмотрели вопрос финансирования прописанных в приказе органа ГЖН работ. Суды указали, что ведомство превысило полномочия, указав источником финансирования средства на содержание и ремонт жилья. Установление структуры такой платы относится к исключительной компетенции Госдумы РФ.
Исполнение требований приказа органа ГЖН приведёт к уменьшению расходов на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Финансирование мер по повышению антитеррористической защищённости дома не предусмотрены условиями договора управления или Уставом. Эти функции не относятся непосредственно к деятельности по управлению МКД.
В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, «расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов».
В итоге распоряжение Правительства Ставропольского края и приказ органа ГЖН суд первой инстанции признал недействующими. Госжилинспекция пыталась оспорить это решение в апелляционном и кассационном судах, но они поддержали позицию коллег.
Их позиция отражена:
- в решении Ставропольского краевого суда от 11.03.2022 по делу № 3а-143/2022;
- в апелляционном определении Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.10.2022 по делу № 66а-1975/2022;
- в решении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 по делу № 88а-3677/2023.
Должна ли УО утеплять фасад дома за счёт средств текущего ремонта1625720
При неправомерных требованиях органа Госжилнадзора УО и ТСЖ следует отстаивать свои интересы в суде
Подписчики Телеграм-канала Елены Шерешовец – управляющие домами в обсуждении судебного дела отметили, что действительно вынуждены реализовывать указанные в приказе органа ГЖН меры.
«Мы ещё и отчитываемся каждый квартал, что обошли, проверили и т. д.», – рассказала представительница УО. – «Два года никто эти отчёты даже не открывал. Но по итогам первого квартала после введения этого требования все сходили в суд».
Органы власти нередко возлагают на УО обязанности, которые не предусмотрены законодательством, например:
- исполнять общие поручения и рекомендации надзорного ведомства;
- погасить долги перед РСО;
- сделать собственнику перерасчёт платы за ЖКУ вне сроков исковой давности;
- оборудовать в подвалах бомбоубежища.
Чаще всего управляющим домами приходится доказывать необоснованность таких требований в суде. Если вы оказались в такой ситуации и вам нужна помощь в отстаивании своей позиции, обратитесь к опытным юристам.