Формирование фискального чека – один из самых запутанных и трудных процессов исполнения № 54-ФЗ. Онлайн-кассы в организациях сферы ЖКХ должны быть установлены уже к 1 июля 2019 года. Самое время разобраться, какая структура у чека, как его сформировать и почему работа с платёжным агентом – не идеальный вариант.

Как начать работать с онлайн-кассой

Из содержания № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» следует, что организации, оказывающие жилищные услуги и принимающие плату за содержание жилья на свой расчётный счёт, обязаны установить онлайн-кассу.

Подтверждение этому можно найти в п. 4 ст. 4 ФЗ от 3.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Жилищном кодексе РФ (разделы V, VI, VII), а также в новости, опубликованной на сайте ФНС.

О требованиях к контрольно-кассовой технике (ККТ), предусмотренном наказании за её неприменение и причинах как можно раньше установить онлайн-кассу мы уже писали. Учёт требований законодательства к самой кассе – лишь часть его исполнения. Наиболее сложным и трудоёмким действием для организаций сферы ЖКХ является формирование фискального чека.

После регистрации и настройки онлайн-кассы, когда начали поступать платежи, их необходимо фискализировать, то есть, обеспечивать чеками плательщиков. Прежде чем выдавать чек, ознакомьтесь со ст. 4.7 № 54-ФЗ. В положениях этой статьи описаны реквизиты фискального документа – ещё их называют тегами.

Убедитесь, что верно указали все реквизиты

Теги чека, формируемого при прямом расчёте между плательщиком и организацией сферы ЖКХ, принимающей средства на свой расчётный счёт, перечислены в п. 1, ст. 4.7 № 54-ФЗ. Мы разделили их на несколько групп:

  1. Сведения об эксплуатируемой онлайн-кассе (её регистрационный номер, номер фискального накопителя и т.д).
  2. Общие сведения о документе (дата, время, номер смены и т.п.).
  3. Сведения о пользователе онлайн-кассы – получателе платежа (наименование организации, ИНН, данные о сотруднике, сформировавшем чек).
  4. Контактная информация плательщика для передачи ему чека в электронном виде.
  5. Ссылки на ресурсы уполномоченных органов для проверки подлинности документа.
  6. Сведения о расчёте (признак расчёта; наименование работ, услуг, платежа, выплаты, а также их количество, цена и стоимость с учётом скидок и наценок, ставка НДС; сумма расчёта со ставкой и суммой НДС по ним; форма расчёта и общая сумма оплаты).

Некорректное указание реквизитов или их неприменение нарушает порядок работы с ККТ, что согласно ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ наказывается штрафом: для должностного лица – до трёх тысяч рублей, для юридического лица – до десяти тысяч рублей.

Пример правильно оформленного фискального чека. Организация работает на УСН, поэтому не указывает НДС в чеке

Как бухгалтеру сформировать чек

Часть сведений в чеке формируется самой онлайн-кассой и фискальным накопителем, другая – при их настройке специалистом сервисной службы перед началом работы. Это данные о самом чеке, онлайн-кассе, пользователе онлайн-кассы и т.п..

Наиболее трудоёмкий процесс для бухгалтеров – формирование основной части чека. Сведения о расчёте – постоянно меняющиеся данные. Без автоматизированной обработки платежей бухгалтерам придётся выбивать фискальные документы вручную. Для этого необходимо:

1. Расщепить реестр платежей.

В течение дня после поступления платежа на расчётный счёт бухгалтер должен разнести реестр платежей, пришедший из банка.

Напомним, что в случае с ЖКХ чек выставляется не в момент оплаты, а в течение следующего рабочего дня с момента поступления оплаты на расчётный счёт получателя платежа. Такой ответ дают в ФНС, Минфин РФ готовит письмо с официальными разъяснениями по этому поводу.

2. Постатейно разбить каждый платёж.

Необходимость в постатейном расщеплении поступивших платежей возникает в связи с установленными требованиями к чеку (реквизиты). То есть, указать только «Оплата ЖКУ» – некорректно.

3. Описать реализованную услугу.

Бухгалтеру вручную предстоит описать каждую услугу: её объём, цену и стоимость с НДС, ставку НДС и другие требуемые законом сведения. При этом необходимо учитывать, что работающие на УСН организации не могут указывать НДС в чеке. Об этом говорится в абзацах 9 и 10 п. 1 ст. 4–7 № 54-ФЗ.

4. Подтвердить операцию.

После подтверждения выбитый чек сохраняется в памяти фискального накопителя. Плательщик имеет право (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) запросить его в течение срока хранения. В п. 4 ст. 4.1 № 54-ФЗ сказано, что после замены фискальный накопитель должен храниться пять лет.

Итак, после получения платежа на расчётный счёт своей организации, у бухгалтера есть один рабочий день на то, чтобы разнести реестр платежей, отправить данные в налоговую и сформировать чек. Вбить подобные сведения сотруднику крупной организации сферы ЖКХ самостоятельно практически невозможно: неизбежен найм сотрудников, которые будут заниматься только формированием чеков.

Также могут возникать ситуации, в которых необходимо вызывать сервисные службы, выполняющие настройку онлайн-касс. Например, чтобы перепрошить онлайн-кассу, заменить фискальный накопитель. Далеко не всегда выезд специалистов бесплатный, а потому затраты управляющей организации или товарищества значительно возрастут.

Пересмотрите приём платежей через агентов

В ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» сказано, что платёжный агент – юридическое лицо (за исключением кредитной организации), осуществляющее деятельность по приёму платежей физических лиц.

К агентам можно отнести, например, Почту России (не путайте с Почта Банком, он не выдает чеки), Петроэлектросбыт. В выдаваемых ими чеках, помимо реквизитов обычного чека, должна содержаться дополнительная информация. Согласно п. 3 ст. 4.7 № 54-ФЗ, платёжные агенты указывают свои контакты и размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком.

В теории, платёжные агенты готовы принимать средства на свой расчётный счёт и выдавать чек. На практике все гораздо сложнее. Несмотря на то, что для большинства ТСЖ, ЖСК, ТСН и небольших УО представляется удобным и простым начать работу с агентами, сняв с себя ответственность, на сегодняшний день такой вариант идёт вразрез с № 54-ФЗ.

Как мы писали выше, в фискальных чеках, должны постатейно разбиваться услуги. Рассмотрим пример: платёжный агент получил реестр и расщепил его. У него есть один рабочий день, чтобы сформировать чек. Возьмём платёж по квитанции, сумма в которой пять тысяч рублей. Агенту необходимо указать, какая часть этих денег – оплата за жилищные услуги, какая – за коммунальные и т.д. Информации даже такого порядка у него нет.

№ 54-ФЗ требует указывать наименование каждой услуги или работы, её объём, цену и стоимость, налоговую ставку. Откуда платёжные агенты будут брать эту информацию – неизвестно. Запрос клиентам (организациям сферы ЖКХ), получение и обработка ответа на него – процесс затяжной и трудозатратный.

Формирование чеков вручную невозможно в условиях, когда необходимо фискальзировать тысячи платежей в день. Агент просто не успеет выдать чек в установленный период. Даже если удастся автоматизировать процесс (при этом, не исключено, что бухгалтерам несколько раз в день нужно будет подавать данные агенту), это не даёт гарантии, что все жильцы будут платить через агента.

Формирование чека вручную – сложный и затратный по времени процесс. Разумеется, бухгалтерам хочется освободить себя от дополнительной работы, которая банально вытеснит другие обязанности, точнее, не оставит на них ресурсов. Однако прежде чем в срочном порядке бежать заключать договор с платёжным агентом, стоит рассмотреть перспективы такого сотрудничества: найдет ли он способ корректно указывать в чеках всю информацию, каким образом планирует узнавать все сведения о платежах.