Инспекторы контрольно-надзорных ведомств во время плановых проверок могут предъявлять к управляющим организациям только требования, указанные в чек-листах, которые находятся в свободном доступе на сайтах контролирующих органов. Это значит, что к плановой проверке УО может подготовиться заранее. Узнайте, как это сделать.
Проведение внеплановых проверок ГЖИ686407
Что такое чек-листы и как они могут помочь УО
Чек лист – это список контрольных вопросов, согласно которым государственные органы проверяют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований к их видам деятельности. Обязанность контролирующих органов применять чек-листы при плановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указана в ч. 11.2, 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Такие листы находятся в свободном доступе на сайтах госорганов.
Порядок проведения проверок управляющих организаций регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В ст. 8.1 указанного закона есть понятие риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Такой подход направлен на деление бизнеса по категориям риска и применение чек-листов при проведении проверок.
Управляющие организации отвечают за надлежащее состояние общего имущества многоквартирных домов. В результате некачественного выполнения или невыполнения УО своих обязанностей жизням и здоровью людей может быть причинён вред. Поэтому риск-ориентированный подход применяется к деятельности по управлению МКД.
В чек-лист плановых проверок управляющих организаций включается перечень проверяемых требований к обеспечению надлежащего состояния общего имущества многоквартирных домов, предоставлению их жителям коммунальных услуг надлежащего качества. Это могут быть положения различных нормативно-правовых актов сферы ЖКХ:
- Жилищного кодекса РФ,
- постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491,
- постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290,
- постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416,
- постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,
- постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и других документов.
Что входит в лист проверки
Общие требования к разработке и утверждению чек-листов указаны в постановлении Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Чёткой формы проверочного листа не существует, она может быть любой. Однако в п. 4 ПП РФ № 177 прописаны требования к содержанию листа проверки.
Чек-лист должен содержать:
- указание вида контроля (надзора),
- вид деятельности проверяемого лица,
- соотнесённые с перечнем вопросов реквизиты нормативно-правовых актов.
Также в проверочный лист включается колонка, где проверяющий отмечает, соответствует ли деятельность организации указанному в том или ином пункте требованию. Например, надлежащим ли образом УО организовывает места накопления твёрдых коммунальных отходов, соблюдает ли УО обязательные требования по содержанию лифтового оборудования многоквартирного дома и т.д. В эту колонку можно поставить один из трёх вариантов: «да», «нет», «не относится».
Если организация выполняет требование, указанное в листе проверки, инспектор ставит в нужной графе отметку «да». Если требование не выполняется, ставится отметка «нет». В случае, если инспектор обнаружил нарушение одного или нескольких обязательных требований, он вносит соответствующие пояснения в акт проверки, в графу «Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».
Как проводится проверка пожарной безопасности в МКД896191
Какие госорганы могут проверить УО по чек-листу
В п. 3(1) постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 приведён перечень государственных органов контроля, которые могут применять риск-ориентированный подход при плановых проверках.
Однако управляющие организации проверяют не все включённые в список контролирующие органы. Отметим те, с которыми УО вероятнее всего может встретится:
- Федеральный государственный пожарный надзор;
- Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
- Федеральный государственный экологический надзор;
- Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;
- Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- Федеральный государственный энергетический надзор;
- Региональный государственный строительный надзор;
- Лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами;
- Государственный жилищный надзор.
Кто разрабатывает листы проверок
Проверочные листы разрабатывает и утверждает орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ. Чек-листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки.
Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены чек-листы для проверки объектов высокого риска опасности: предприятий общественного питания, торговли и салонов красоты. Многоквартирные дома к перечню объектов высокого риска опасности не отнесли. Поэтому листы проверки управляющих организаций контролирующие органы вправе составлять в свободной форме.
Сейчас практически во всех контролирующих органах утверждены чек-листы для проведения плановых проверок юридических лиц в соответствии с риск-ориентированным подходом. Ознакомиться с листом проверки можно на сайте контролирующего органа.
С органами Государственного жилищного надзора сложилась иная ситуация. Главный государственный инспектор Андрей Чибис разрешил региональным ГЖИ составлять чек-листы самостоятельно. Поэтому в разных регионах проверочные листы отличаются друг от друга.
В письме Генеральной прокуратуры РФ от 09.02.2018 № 76/2-156-2018 указано, что плановые проверки бизнеса недопустимы, если такую проверку нужно проводить с использованием чек-листа, а он ещё не утверждён, либо проверяемые лица не отнесены к определённой категории риска.
Проведение внеплановых документарных и выездных проверок УО147673
Где найти чек-лист
Сейчас ознакомиться с проверочными листами можно на официальных сайтах контролирующих ведомств. Как мы уже отметили, только орган ГЖН в каждом регионе может самостоятельно составлять чек-листы. Поэтому контрольный лист плановой проверки ГЖИ можно найти на официальном сайте ведомства региона.
Образцы чек-листов, размещённые региональными жилищными инспекциями:
- Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области;
- Государственной жилищной инспекцией Ростовской области;
- Службой жилищного надзора Астраханской области;
- Государственной жилищной инспекции Тульской области.
О чём нужно помнить при подготовке к плановой проверке
Если у управляющей организации близится плановая проверка, она может к ней подготовиться заранее. Посмотрите чек-лист проверки на сайте контрольно-надзорного органа и узнайте, какие позиции инспектор обязательно проверит.
Помните, что при проведении плановой проверки должностные лица контрольно-надзорных органов не вправе требовать от юридического лица предоставления документов или информации, которые могут быть получены ими самостоятельно или в рамках межведомственного взаимодействия (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
После проведения проверки акт с приложенным к нему чек-листом передаётся руководителю или иному должностному лицу управляющей организации (ч. 11.5 ст. 9 № 294-ФЗ). Может сложиться ситуация, что уполномоченных принимать такие документы лиц в организации не окажется или они откажутся дать расписку об отказе от ознакомления с документом. Тогда контролирующий орган отправляет на юридический адрес управляющей организаций акт проверки с приложенной копией проверочного листа заказным письмом с уведомлением по почте.
Если управляющая организация будет не согласна с результатом проверки, представленным контролирующим органом, она имеет право в течение пятнадцати дней с момента получения результатов предоставить в орган контроля письменные возражения (ч. 12 ст. 16 № 294-ФЗ).