29 июля был подписан Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ. Он внёс изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся проведения капитального ремонта в МКД.

Сегодня мы расскажем, как собственникам нежилых помещений в МКД вносить плату за капитальный ремонт, переходят ли обязательства по расходам на капремонт к новому владельцу помещения в МКД и какие новые полномочия появились у общего собрания собственников.

Об обязанностях собственников и полномочиях ОСС

Пункты 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ теперь излагаются в новой редакции. В этой статье перечислены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников.

ОСС может принимать решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Может выбирать уполномоченного на открытие спецсчёта в банке, совершать операции с денежными средствами, находящимися на таком счёте.

Кроме того общее собрание собственников имеет право принимать решения о размере взноса на капитальный ремонт, о минимальном размере фонда, о размещении временно свободных средств фонда.

N 257-ФЗ установил порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений в МКД. Они могут платить за капремонт один раз за предстоящий календарный год или каждый месяц равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 ЖК РФ).

Взносы на капитальный ремонт собственники платят на основании платёжных документов. Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, квитанция доставляется по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ.

Платить за проведение капитального ремонта в МКД должны все собственники помещений в таком доме. Вместе с правом собственности на помещение новому владельцу переходит и обязанность выплачивать взносы на капитальный ремонт.

Не переходит такая обязанность по наследству, если её не исполнила Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Это положение относится ко всем правоотношениям, которые возникли с 1 января 2013 года.

О региональных операторах и региональных программах капремонта

Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:

  • переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
  • сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту

осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.

Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Теперь к ним добавился ещё один пункт – 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.

Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.

В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.

N 257-ФЗ установил возможность вносить изменения в региональную программу капитального ремонта – изменять сроки оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту. Переносить сроки можно только тогда, когда нет возможности их своевременно оказать из-за вмешательства собственников или лиц, которые управляют МКД (ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ).

Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

О фонде капитального ремонта

Поменялась формулировка ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, которая касается фонда капремонта и способов его формирования. Уточнены источники средств, из которых формируется фонд капитального ремонта. К ним относятся:

  • взносы на капремонт;
  • пени;
  • проценты, начисленные за пользование деньгами, находящимися на спецсчёте, счёте, счетах регионального оператора;
  • доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта;
  • средства финансовой поддержки;
  • кредитные и заёмные средства, привлечённые собственниками помещений на проведение капитального ремонта.

Новая редакция п. 9.1 ст. 173 ЖК РФ рассказала, как региональным операторам бороться с задолженностью. Если владелец специального счёта – региональный оператор и его выбрали на общем собрании собственников, он не позднее пяти дней после получения уведомления от ГЖИ информирует в письменной форме управляющую организацию и должников о необходимости погашения задолженности.

Если задолженность не гасят за два месяца до истечения срока, установленного ГЖИ, управляющая организация инициирует проведение общего собрания собственников помещений для принятия решения о порядке погашения задолженности.

Дополнен список операций, которые можно совершить со специального счёта (ст. 177 ЖК РФ):

  • списание денег по решению суда;
  • списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денег при представлении владельцем специального счёта заявления на возврат денежных средств и документа, подтверждающего оплату.

Если ОСС решает, что фонд КР формируется счете регионального оператора, то нужно определить и утвердить:

  • перечень услуг и работ;
  • предельно допустимую стоимость услуг и работ по капитальному ремонту;
  • уполномоченное лицо, которое будет участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ.

Тоже самое, а ещё сроки проведения капитального ремонта и источники финансирования нужно утвердить, когда фонд капитального ремонта по решению собственников МКД формируется на специальном счёте.