Верховный Суд удовлетворил требование управляющей компании и отменил действие пп. «а» п. 9 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр. Теперь действующий судебный спор об установлении организации, которая управляет МКД не повод для отказа внести изменения в реестр лицензий субъекта РФ.

Сегодня мы расскажем, как управляющей организации удалось отстоять свою точку зрения.

Недостоверные сведения в реестре лицензий РФ

В части пп. «а» п. 9 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр описано одно из оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий РФ. Если есть действующий судебный спор об установлении организации, которая управляет МКД, ГЖИ может отказать во внесении изменений в реестр лицензий РФ.

Управляющая организация увидела в этом несоответствие ч. 7 ст. 14 и ч.19 ст. 18 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и обратилась в Верховный Суд РФ с просьбой восстановить справедливость.

УО указала, что создаётся правовая неопределённость в вопросе о внесении изменений в перечень домов лицензиата. Бывает так, что новая управляющая компания, подписавшая с собственниками договор управления и уже приступившая к своим обязанностям, судится с предыдущей УО. Поэтому ГЖИ не вносит изменения в реестр лицензий.

Получается, что в реестре лицензий содержатся недостоверные сведения. Такие сведения могут повлечь нарушение прав УО, которая прекратила управление многоквартирным домом, и вновь выбранной управляющей компании. Пострадать могут и собственники помещений в МКД, которые платят управляющей организации за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества.

Основания для отказа в переоформлении лицензии

Управляющие организации управляют многоквартирными домами на основании лицензии. Лицензию выдаёт орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ (ст. 192 ЖК РФ). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Орган ГЖН формирует и ведёт реестр лицензий субъекта РФ (п. 15 ПП РФ от 28.10.2014 № 1110). Существует несколько причин, по которым ГЖИ может не переоформить лицензию:

  • соискатель лицензии предоставил в заявлении недостоверную или искаженную информацию;
  • проверка установила, что соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям;
  • в отношении соискателя лицензии есть решение об аннулировании ранее выданной лицензии (п. 38 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами содержатся в реестре лицензий РФ. Там есть раздел со сведениями об адресах МКД под управлением лицензиата (ст. 195 ЖК РФ).

Сведения из этого раздела орган ГЖН размещает на своём официальном сайте и в ГИС ЖКХ. В системе поставщики информации размещают только достоверные сведения (№ 209-ФЗ).

Таким образом, управляющая организация, которая обратилась в Верховный Суд РФ, доказала, что в законодательстве есть нестыковки:

  • орган ГЖН размещает в реестре лицензий недостоверные сведения;
  • некорректная информация переносится в ГИС ЖКХ;
  • появляется противоречие ч. 9 ст. 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирным домом может управлять только одна УО.

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд провёл проверку и пришел к выводу, что наличие судебного спора не может быть основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий РФ. Более того, положение п. 9 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр направлено на сохранение в реестре лицензий субъекта РФ недостоверной информации.

Суд отменил пп. «а» п. 9 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр. Теперь если вы будете судиться с другой управляющей организацией за право управлять МКД – у ГЖИ не будет поводов отказать в переоформлении лицензии.

В этом судебном разбирательстве управляющая организация не побоялась указать на ошибку в законодательстве и смогла отстоять свою правоту.