Обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда устанавливать на придомовой территории сборники для твёрдых отходов закреплена в пп. пп. 3.7.1, 3.7.4 Правил № 170. Несмотря на это вопросы о том, кто же должен размещать контейнеры с учётом «мусорной реформы», возникают и по сей день. Отвечаем на них.

Органы местного самоуправления

Общие нормы об установке мест накопления ТКО регламентируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13.4 этого документа, накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В соответствии с этой же статьёй, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест, площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и ведут реестр таких мест. Причастность органов местного самоуправления к вопросам организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО указана и в ст. ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, лицом, ответственным за места размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, являются органы местного управления. Значит ли это, что обслуживающая дом организация «не при делах»? Не совсем.

Обслуживающие многоквартирные дома организации

Истоки ответственности управляющих организаций за установку контейнеров кроются в статьях 161 и 162 ЖК РФ.

В доме созданы безопасные условия для проживания. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме».

Содержание общедомового имущества соответствует нормам. Такое надлежащее содержание осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Оборудование без проблем поставляет ресурсы. Благодаря надлежащему содержанию оборудование в составе общего имущества всегда готово к поставкам ресурсов, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг жителям МКД.

УО отвечает за услуги и работы по надлежащему содержанию общедомового имущества. Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация ответственна за оказание всех услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества. Она также следит за предоставлением коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать нормам.

Основа всего этого – договор управления. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, УО за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества.

Далее необходимо обратиться к Правилам № 491. Согласно пп. «е» п. 2 Правил № 491, в состав общего имущества включён земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. А значит, и с площадками, предназначенными для мест накопления ТКО.

В соответствии с пп. «д(2)) п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест, площадок накопления ТКО. Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

В пункте 26(1) Минимального перечня содержится положение, по которому в перечень работ по содержанию общего имущества входят работы по организации и содержанию площадок накопления ТКО. В их число включено обслуживание и очистка контейнерных площадок.

Складывается следующая картина: если земельный участок сформирован и оформлен в общее имущество, то обязанность по оборудованию мест ТКО и их надлежащему содержанию переносится на собственников. Следовательно, такая обязанность появляется у управляющей организации, потому что она отвечает за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.

Порядок установки контейнеров на площадку

Вопрос, кто должен оборудовать площадки для накопления ТКО, прямым образом зависит от принадлежности участка под МКД.

Если участок сформирован и является общим имуществом, то такая обязанность лежит на собственниках или лицах, которые управляют многоквартирными домами. Это следует из совокупного толкования п. 4 ч. 1 ст. 36 и ст. 39 ЖК РФ. Плата за оборудование площадки для накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилого помещения.

Если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления. Это следует из писем Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268.

Каков порядок установки? В случае с несформированным участком достаточно обратиться в администрацию, она будет обязана за свой счёт оборудовать контейнерную площадку.

При сформированном участке в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования, для чего необходимо инициировать общее собрание собственников. Относительно требований к установке необходимо обратиться к постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Так, в соответствии с п. 10 Правил обращения с ТКО складирование ТКО осуществляется следующими способами:

  • В контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах, при их наличии.
  • В контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
  • В пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

В третьем случае в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. Это едва ли не идеальный случай, когда собственники согласны понести расходы на установку.

Нередко и они, и управляющая организация ссылаются на регионального оператора. Его роль в установке контейнеров размыта.

Региональный оператор

Путаницу вносит п. 90 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. Согласно нему «необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями<…> как сумма необходимой валовой выручки организации, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, и расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов»

В схеме обращения с отходами может не быть информации о местах накопления ТКО. Тогда, согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, региональный оператор направляет данные о выявленных площадках в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утвердил схему.

Для этого регоператор ежегодно отправляет в уполномоченный орган сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указывает их объём и площадки накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Делает он это не позднее 25 декабря года, который предшествует году фактического размещения оборудования (п. 13(1) Правил обращения с ТКО).

Исходя из изложенного, региональный оператор несёт расходы на приобретение и содержание контейнеров в случае выявления мест накопления ТКО, не отражённых в схеме обращения с отходами. Расходы эти, согласно п. 90 Основ ценообразования, не превышают 1% необходимой валовой выручки регионального оператора.

На заметку

Из сказанного выше следует запомнить три положения о том, кто в каких случаях устанавливает контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов:

  1. На муниципальной земле места для накопления ТКО оборудует муниципалитет, контейнеры приобретает и ставит тоже он.
  2. На оформленной придомовой территории эта обязанность ложится на собственников, следовательно – на управляющую организацию. Это указано в письмах Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268. В них ведомства разграничивают ответственность в зависимости от принадлежности земельного участка.
  3. Вместе с тем, в рамках 1% от валовой выручки установить контейнеры может региональный оператор. При этом оборудовать места для контейнеров должна всё же управляющая домом компания.

Проблемы, связанные с организацией и содержанием мест накопления ТКО, не являются просто теоретическими. Вследствие «мусорной реформы» возникла путаница. Теперь, если обнаружится, что контейнер установлен на муниципальной земле без согласования, органы муниципального жилищного надзора требуют от управляющих организаций пояснить, как так вышло. И УО не стоит рассчитывать на муниципалитет – часто даже он не знает, откуда такой контейнер появился.

Так случилось с одним из клиентов ООО «МКДЭКСПЕРТ». УЖКХ администрации г. Лабытнанги сделало массовую рассылку по управляющим компаниям. В ней оно потребовало обосновать, почему контейнеры для обслуживания жилищного фонда города установлены на земельных участках в муниципальной собственности.

Управляющая организация информацией о создателях площадок не располагала, о чём и сообщила администрации. Позже выяснилось, что изначально их разместила сама администрация.

Другой клиент ООО «МКДЭКСПЕРТ» из Оренбургской области обратился со следующей проблемой: жители соседнего дома складывали мусор на его площадках. Соседним домом управляла управляющая организация-конкурент. Первоначально выстроили схему: поскольку используется общее имущество дома, управлением которым занимается клиент, то конкурент должен платить за «аренду». Тем более, содержит площадку тоже клиент. Вместе с тем, данная схема вряд ли сработает, если домом управляющей организации-конкурента заинтересуется ГЖИ.

Для разрешения спора о том, кто должен установить контейнер ТКО, необходимо определить собственника земельного участка. Зачастую с этим и связаны излишние расходы на установку контейнеров или, наоборот, бездействие, основанное на ошибочном предположении о том, что ответственность лежит на ином лице.

Подходите к этим спорам основательно или передайте рутинную работу профессионалам, которые много лет работают в сфере ЖКХ, защищая интересы управляющих компаний в судах разных инстанций.