Верховный суд России формирует судебную практику по вопросу, имеет ли потребитель право выбрать способ учёта ТКО – по объёму контейнеров или исходя из норматива. Читайте обзор нового дела и узнайте, при каких условиях собственник нежилого помещения вправе платить регоператору за фактически вывезенный объём мусора.

Между регоператором и собственником отсутствует подписанный договор на оказание услуг

Индивидуальный предприниматель, владеющий нежилым помещением в многоквартирном доме, в отсутствие договора с региональным оплачивал вывозимый мусор по объёму установленных контейнеров.

Но спустя полтора года исполнитель услуг прислал ИП договор, в котором говорилось об обязанности собственника нежилого помещения оплачивать услугу по нормативам потребления. Поскольку за прошедший период потребитель платил меньше, компания подала в суд, чтобы взыскать с него 109 тысяч рублей долга и неустойку.

Собственник с таким требованием не согласился, указав, что в отсутствие согласованного договора был вправе выбрать, каким способом оплачивать услуги по обращению с ТКО. Он подавал регоператору заявки на вывоз накопленного в контейнерах мусора и оплачивал эти услуги полностью (дело № А79-357/2020).

Регоператор и потребитель договорились о способе учёта отходов

Согласно ч. 1 ст. 24.7 № 89-ФЗ, региональные операторы заключает с собственником договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Такой договор является для регионального оператора публичным. В силу ч. ч. 2, 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ, потребители обязаны заключить его с регоператором и оплатить услуги по утверждённому тарифу.

Типовой договор утверждён постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, но может быть дополнен по соглашению сторон положениями, не противоречащими законодательству (ч. 5 ст. 24.7 № 89-ФЗ).

Согласно п. 15 ПП РФ № 1156, стороны могут договориться об одном из способов учёта массы вывозимых отходов исходя:

  • из нормативов;
  • из количества и объёма контейнеров для отходов;
  • из массы ТКО.

В соответствии с п. 6 Правил № 505, коммерческий учёт ТКО ведётся согласно пп. «а» п. 5 этих Правил: по нормативам или исходя из количества и объёма установленных контейнеров.

Собственник организовал учёт отходов, ограничив доступ третьим лицам к своим контейнерам

Суд первой инстанции, опираясь на нормы № 89-ФЗ, ПП РФ № 1156 и Правил № 505, отметил, что в рассматриваемом деле:

  • индивидуальный предприниматель воспользовался правом выбрать способ коммерческого учёта ТКО по нежилому помещению в многоквартирном доме;
  • у потребителя были установлены автономные контейнеры, к которым закрыт доступ для других лиц: в них накапливаются отходы, принадлежащие только ИП.

При этом республиканское управление ФАС в отзыве к материалам дела написало, что организации и предприниматели региона не имеют каких-либо ограничений по применению норм учёта ТКО исходя из фактического объёма. На территории субъекта РФ не принято решение об обязательной сортировке отходов.

Сам регоператор после вывоза ТКО оплачивает дальнейшую работу с ним исходя из фактического объёма и массы отходов. Ведя расчёт исходя из нормативов, организация создаёт невыгодные условия договора, что приводит к ущемлению интересов потребителя.

Приняв во внимание мнение УФАС, суд первой инстанции отклонил иск регоператора о взыскании задолженности с предпринимателя, признав право потребителя в отсутствие договора выбрать методику расчётов. Апелляционный суд коллег поддержал.

На территории региона нет организованной сортировки отходов

Кассационный суд встал на сторону регоператора, сославшись на ч. 1 ст. 24.10 № 89-ФЗ. В этой норме указано, что в случаях, определённых Правительством РФ, объём твёрдых коммунальных отходов рассчитывается исходя из нормативов их накопления.

В силу п. 8.18 Правил № 1156, до дня заключения договора регоператор оказывает услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора, а потребитель их оплачивает. После заключения соответствующего договора исполнитель КУ должен сделать перерасчёт.

Коммерческий учёт отходов проводится исходя из количества и объёма контейнеров только при раздельном накоплении отходов (абз. 3 пп. «а» п. 5 Правил № 505). Поскольку в рассматриваемом споре в регионе нет соответствующего решения, объём ТКО должен определяться исходя из нормативов. Судья направил дело на пересмотр в первую инстанцию, посчитав, что коллеги неправильно применили нормы законодательства.

Потребитель направил регоператору заявку с условиями учёта отходов, а регоператор её исполнил

Предприниматель подал жалобу в Верховный суд России. Он делал акцент на том, что в спорный период договор на оказание услуг по обращению с ТКО не был заключён. Региональный оператор вывозил отходы на основании заявок, в которых определено, что учёт ТКО производится исходя из количества и объёма контейнеров. Баки расположены на специально оборудованной площадке предпринимателя.

Согласно п. 8(4) ПП РФ № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора. Верховный суд РФ согласился, что такие заявки от ИП являются офертой, акцептованной региональным оператором на условиях, предложенных предпринимателем. Это подтверждалось счетами, которые собственник оплачивал в спорный период.

К тому же на территории республики не организовано раздельное накопление ТКО, поэтому собственник вправе выбрать любой из предусмотренных в пп. «а» п. 5 Правил № 505 способов учёта отходов.

Пункт 8 Правил № 505 о раздельном накоплении мусора «регулирует вопрос осуществления расчётов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учёта для других видов накопления ТКО». Верховный суд России оставил в силе решение первой инстанции: предприниматель в данном случае не должен оплачивать вывоз ТКО по нормативу.

На заметку

Расчёт и вывоз твёрдых коммунальных отходов регулярно становятся предметом судебных споров между потребителями и исполнителями услуг. Вопрос о праве собственников вести расчёты за вывоз мусора исходя из фактического объёма мы не раз рассматривали в наших материалах, например:

В рассмотренном выше деле ВС РФ указал на важные аспекты, которые позволяют собственникам нежилых помещений МКД вести учёт отходов по факту: отсутствие подписанного договора и наличие заявки от потребителя с указанием способа определения объёма ТКО. Также существенным в деле стал тот факт, что предприниматель организовал учёт отходов на отдельной площадке с закрытым доступом других владельцев помещений в МКД.

По данному вопросу уже сформировалась практика ВС РФ. В решении от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956 суд отметил, что отсутствие на территории региона организованной сортировки отходов позволяет собственнику выбрать один из указанных в НПА способов расчёта в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 505. Такая же позиция прописана в определениях ВС РФ от 27.04.2021 по делу № 305-ЭС21-54 и от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152.