На федеральном портале нормативно-правовых актов на стадии независимой антикоррупционной экспертизы находится проект Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами". Инициатором законопроекта выступает Минстрой РФ.

Министерство хочет узаконить тот факт, чтобы при включении платы за обращение с ТКО в квитанцию за коммунальные услуги управляющая организация уведомляла об этом собственников и соразмерно уменьшала платёж за содержание жилого помещения.

Плата за содержание жилого помещения уменьшится на сумму оплату за вывоз мусора

Согласно законопроекту Минстроя, управляющая организация, товарищество собственников жилья или недвижимости, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив обязаны уведомить собственников помещений в МКД об уменьшении размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с переходом ТБО в ТКО. Кроме того, по требованию собственников управляющая организация должна будет предоставить им соответствующие расчёты и документы.

И это вполне логично и естественно, поскольку твёрдые бытовые отходы переквалифицируются в твёрдые коммунальные. Следовательно, сумма платы за ТБО уйдёт из платёжки за жилищные услуги и появится в квитанции за коммунальные.

Таким образом, законопроект внесёт изменения в ст.23 ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". В частности п.6 данной статьи закона предлагается изложить следующим образом:

“Договоры, заключённые собственниками твёрдых коммунальных отходов на сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов, действуют до даты начала осуществления региональным оператором деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, определенной в соглашении об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.”

Также предлагается ввести п.6.1 следующего содержания:

“При включении платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в состав платы за коммунальные услуги плата за содержание жилого помещения должна быть уменьшена на сумму расходов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме о таком уменьшении платы за содержание жилого помещения и по их требованию предоставить использовавшиеся при этом расчеты и документы.”

Документ предлагает включить в затраты регионального оператора по обращению с ТКО расходы на обработку твёрдых коммунальными отходов. Уточняется положение о том, что “обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО у операторов по обращению с ТКО или региональных операторов, осуществляющих деятельность по их размещению, наступает со дня утверждения предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.”

Какие ещё изменения вносит законопроект

Как сказано в пояснительной записке, данный законопроект разработан для устранения выявленных внутренних противоречий в ФЗ №80 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» и в других нормативно-правовых актах.

Среди основных изменений, вводимых законопроектом, стоит выделить наделение полномочиями Правительства РФ по утверждению порядка разработки и утверждения территориальных схем обращения с ТКО. Также расширяется круг лиц из числа тех, кто вправе претендовать на роль регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления должны будут в рамках своих полномочий участвовать в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Отчётность регионального оператора

Региональные операторы должны будут вести отчётность об объёмах и/или массе накопленных твёрдых коммунальных отходов и ТКО, в отношении которых был произведён сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, хранение и/или захоронение.

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью предоставления отчётности региональными операторами по обращению с ТКО возложен на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок, формы, сроки представления и контроля отчётности региональными операторами по обращению с ТКО также устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Региональные операторы должны обеспечить полноту, достоверность и актуальность отчётности по обращению с ТКО, а также и своевременность её размещения в системе. При этом, говорится, что предоставление отчётности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ будет носить уведомительный порядок.

Также и операторы по обращению с ТКО должны будут предоставлять региональному оператору информацию об объёмах и/или массе твёрдых коммунальных отходов, в отношении которых был осуществлен полный цикл мероприятий от сбора до захоронения. Такая информация предоставляется в сроки, по форме и в формате, установленными договорами, заключёнными с региональным оператором.

Выбор регионального оператора

Оператором по обращению с ТКО признаётся индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов. Это лицо должно будет заключить договоры об осуществлении регулируемой деятельности в области обращения с ТКО с региональным оператором.

Региональным оператором по обращению с ТКО признаётся юридическое лицо, которое обязуется заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с их собственниками. При этом, образование и места накопления ТКО должны находиться в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с законопроектом, предлагается ввести конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО, чтобы большее количество участников смогло принять участие в мероприятии. Так, региональный оператор будет определён по итогам конкурсного отбора, который должен проводиться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в установленном Правительством порядке. Требования к конкурсантам также будут определяться Правительством РФ.

По итогам конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ должен будет заключить с избранными региональными операторами соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО. Существенные условия этих соглашений устанавливаются порядком проведения конкурса.

Таковы основные изменения, которые после одобрения и принятия законопроекта, предложенного Минстроем, в области регулирования обращения с твёрдыми коммунальными расходами появятся в жилищном законодательстве.