Отчет по финансам за год – один из документов, которые компания должна представить комиссии для участия в открытом конкурсе по выбору УО. Читайте, что нужно приложить к заявке недавно созданной организации, если у неё ещё нет утверждённого годового бухгалтерского баланса.

Для участия в муниципальном конкурсе УО обязана приложить к заявке годовую бухгалтерскую отчётность

Администрация посёлка в Ямало-Ненецком автономном округе инициировала открытый конкурс по выбору управляющей организации для многоквартирного дома. При рассмотрении поступивших заявок конкурсная комиссия отказала одной из УО в участии – компания не представила копию утверждённого бухгалтерского баланса за последний отчётный период (пп. 2 п. 53 Правил № 75).

Организация работала на рынке меньше года и на момент проведения конкурса в ноябре не могла предоставить такой отчёт – срок формирования и подачи налоговой отчётности к тому моменту ещё не наступил. Компания подала жалобу в управление ФАС, указав, что отказ неправомерен и создаёт неравенство между участниками конкурса.

Надзорное ведомство при проверке установило, что муниципалитет действительно допустил нарушение п. 18 Правил № 75, и обязало администрацию пересмотреть протокол допуска УО к конкурсу. Муниципалитет с этим не согласился и подал иск в суд с требованием признать предписание окружного ФАС недействительным (дело № А81-341/2021).

Даже при отсутствии годовой отчётности новая УО должна подтвердить свою финансовую состоятельность

Три инстанции отклонили иск администрации посёлка, согласившись с доводами УО и антимонопольной службы. Они указали, что доказательством положительной финансовой деятельности УО является декларация, утверждённая налоговым органом.

Согласно ст. 346.19 НК РФ, налоговым периодом признаётся календарный год. Первый отчётный год для новой компании – период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же года. Открытый конкурс был объявлен в ноябре, поэтому организация не могла приложить к заявке копию налоговой декларации.

Суды отметили, что УО предоставила исчерпывающие доказательства своего финансового состояния:

  • справки от ФНС и ресурсоснабжающих организаций об отсутствии задолженности,
  • справки о счетах,
  • копию информационного письма о переходе на упрощённую систему налогообложения.

Муниципалитет в суде настаивал, что УО должна была включить в пакет документов на конкурс промежуточную бухгалтерскую отчётность. Но инстанции отклонили этот довод: организатор торгов не вправе требовать от претендента документы, не предусмотренные перечнем из п. 53 Правил № 75. Также законом не предусмотрено утверждение промежуточных балансов (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Апелляционный и кассационный суды согласились с выводами первой инстанции. Они сошлись во мнении, что муниципалитет не должен был отклонять заявку УО из-за отсутствия годовой отчётности.

При отсутствии баланса за год новая УО должна предоставить на конкурс промежуточную отчётность

Администрация посёлка подала жалобу в Верховный суд РФ. Он нашёл основания для её рассмотрения и отменил решения предыдущих инстанций:

  1. Из буквального толкования абз. 4 пп. 2 п. 53 Правил № 75 следует, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утверждённый бухгалтерский баланс за последний отчётный период.

Его отсутствие – основание для недопуска к участию в конкурсе. Заменить такой документ иными формами отчётности или справками нельзя.

  1. Ненаступление срока проведения общего собрания участников общества для утверждения отчётности не имеет значения для разрешения спора.

Первый период для промежуточной бухгалтерской отчётности начинается со дня регистрации компании по отчётную дату, а Правила № 75 не ограничивают данное требование годовым периодом. Управляющая организация могла в составе заявки на конкурс подать промежуточный финансовый баланс с момента образования компании по дату извещения о конкурсе.

Верховный суд России сделал вывод, что администрация посёлка правомерно не допустила УО к участию: её документы не соответствовали требованиям абз. 4 пп. 2 п. 53 Правил № 75. Судья признал предписание регионального ФАС недействительным, а действия муниципалитета – законными.

На заметку

В рассмотренном деле ВС РФ сделал вывод, что новая УО вместо годовой отчётности должна приложить к заявке на открытый конкурс промежуточный баланс на момент проведения торгов. Промежуточная бухгалтерская отчётность – это баланс за месяц или квартал. Она составляется с нарастающим итогом с начала года или момента регистрации юрлица.

7 мая 2018 года вступил в силу приказ Минфина РФ от 11.04.2018 № 74н, согласно которому организации не обязаны вести промежуточные балансы. Ранее эту обязанность отменил Верховный суд РФ (решение от 29.01.2018 № АКПИ17-1010).

Как показывает дело № А81-341/2021, такой вид отчётности все же необходим компании, которая ещё не составляла годовой отчёт, но хочет участвовать в открытом конкурсе по управлению многоквартирными домами. Такой документ является легитимной заменой бухгалтерского отчёта за год.