24 января мы вместе с приглашённым гостем Николаем Федотовым, директором ООО «Учёт-Сервис», провели бесплатный вебинар «Снижаем расходы на ОДН». На встрече мы рассказали, почему образуется сверхнормативный расход коммунальных ресурсов и как можно решить эту проблему.

Кто виноват и что делать

В самом начале мы выделили проблему – высокий сверхнормативный расход коммунальных ресурсов, который УО/ТСЖ оплачивает из своего кармана.

Почему так происходит? Причина в потребителях. Они:

  • провоцируют механическую остановку счётчиков или останавливают их магнитами,
  • потребляют коммунальные ресурсы безучётно, в обход счётчиков,
  • некорректная передают показания ПУ по телефону или в квитанции,
  • не устанавливают ИПУ (резиновые квартиры).

Можно выделить четыре стандартных пути решения этой проблемы. Первый вариант – установить ПУ с дистанционной передачей данных:

  • с GSM-модулями,
  • с радиопередатчиками,
  • проводные решения.

Минус первого решения заключается в том, что оно полезно для маленьких домов, в которых нет больших потерь на ОДН. Для большого МКД в 200 квартир расчёт будет внушительным: от 3 000 рублей с монтажём придётся выложить за счётчик, установить необходимо 400 таких счётчиков. Таким образом, на один дом вы потратите 1 200 000 рублей.

Второе решение – обойти квартиры самостоятельно. Но и такой вариант малоэффективен, потому что:

  • обход делается в рабочее время, когда многих потребителей нет дома,
  • УО и ТСЖ заранее не предупреждают об обходе,
  • ваши сотрудники могут некачественно выполнять свои обязанности.

Третий возможный вариант – ничего не предпринимать и безропотно платить за сверхнорматив на ОДН.

Четвёртый способ незаконен и мы против его использования – сверхнормативный расход по коммунальным ресурсам раскидывается на всех собственников и нанимателей. При условии, что нет соответствующего решения ОСС.

Но есть и пятое решение, осмелимся порекомендовать его как лучшее и наиболее выгодное для УО и ТСЖ – предлагаем вам совместить обход квартир с детальным актированием работ и установкой антимагнитных пломб на приборах учёта.

Законодательная база

Мы выбираем это решение, потому что оно отвечает требованиям действующего законодательства:

Что касается ПП РФ N 1498, то оно с 1 января 2017 года внесло немало изменений в сферу предоставления КУ. Одно из таких изменений – обязанность УО проверять состояние приборов учёта и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости такой проверки.

УО должна не только проверять состояние ПУ, но и уведомлять потребителей о последствиях:

  • несанкционированного вмешательства в работу ПУ,
  • несанкционированного подключения оборудования к внутридомовым инженерным сетям или к централизованным системам инженерно-технического обеспечения,
  • недопуска исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время для проверки состояния ПУ и достоверности переданных показаний ПУ.

Как информировать? Размещать эти сведения на своём сайте и на информационных стендах, а также не реже 1 раза в квартал в платёжных документах.

Ещё одна обязанность исполнителя – не чаще 1 раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ПУ. Для этого нужно лично посещать помещения, в которых установлены ПУ.

УО/ТСЖ при вводе ПУ в эксплуатацию или при последующих проверках может устанавливать контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, фиксирующие несанкционированное вмешательство в работу ПУ.

Расширились возможности по уведомлению потребителя о задолженности. Теперь это можно делать посредством:

  • передачи СМС,
  • телефонного звонка с записью разговора,
  • сообщения электронной почты,
  • через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ,
  • размещения на официальном сайте исполнителя,
  • передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Эффективный поквартирный обход

На вебинаре мы обсудили, как сделать поквартирный обход эффективным. Для этого предложили вам ответить на четыре вопроса. Первый вопрос: кто будет делать обход? На обход вы будете отправлять своих сотрудников или подрядчиков. Поэтому рекомендуем разработать должностные инструкции, систему обучения и аттестации.

Второй вопрос: как организовать документооборот? Внедрите следующие формы актов и регулярно меняйте их под законодательство:

  • учёт незарегистрированных граждан,
  • учёт пломб,
  • сводный отчёт по дому.

Третий вопрос: как проводить фотоотчёт? Закупите оборудование, договоритесь, где будете хранить снимки и как будете их систематизировать. Помните, что без предъявления фотоотчёта работа по снижению ОДН представляется фикцией.

В фотоотчёт рекомендуем включить три фотографии с:

  • номером пломбы,
  • показаниями счётчика,
  • номером счётчика.

Последний вопрос: какие пломбы выбрать? Рынок предлагает разнообразные виды антимагнитных пломб. На вебинаре мы рассказали о достоинствах и недостатках некоторых из них. В любом случае выбирать нужно наиболее подходящие вам пломбы.

Ещё больше полезных советов, а также образцы актов мы собрали в раздаточных материалах к вебинару. Все рекомендации легко применяются на практике и испробованы нами лично. Теперь ваш черёд!

Если вы не были участником вебинара, но хотите получить видеозапись и информационные материалы, нажмите кнопку «Получить всё за 490 рублей» в блоке с материалами к статье.