РСО не может отказать управляющей организации в заключении договора ресурсоснабжения, если у неё нет на то законных оснований. Сегодня мы расскажем, какие основания считать законными, а какие нет.

В преддверии отопительного сезона эту статью полезно прочитать всем управляющим организациям.

С чего всё началось

Управляющая компания решила заключить договор ресурсоснабжения с РСО на отопление. РСО до этого рассчитывалась напрямую с собственниками помещений.

Чтобы заключить договор теплоснабжения, управляющая компания подала соответствующую заявку. Но РСО приостановила рассмотрение заявки – сказала, что УО предоставила неполный комплект документов и посоветовала внимательно перечитать Правила организации теплоснабжения в РФ.

Управляющая компания поработала над ошибками и предоставила новый пакет документов. Но РСО повторно приостановила рассмотрение заявки. Она сказала, что в актах проверки готовности к отопительному сезону нет информации о готовности, а сведения о тепловой нагрузке не подтверждены технической и проектной документацией.

УО сочла, что повторно приостанавливать рассмотрение заявки нельзя по закону, РСО просто хочет уклониться от заключения договора, и подала в суд. Она попросила понудить РСО направить в свой адрес договор теплоснабжения.

Первый суд управляющая компания выиграла. Суд счёл, что управляющая организация полностью выполнила установленный порядок представления необходимых для заключения договора документов.

РСО подала встречный иск, и дважды суд вставал на её сторону. Доказал, что УО не выполнила требования п. п. 35 и 36 Правил N 808: не предоставила необходимые для заключения договора документы.

Управляющая компания заметила, что сведения о тепловых нагрузках есть у РСО, потому что они содержатся в документации по узлам учёта тепловой энергии. А технические условия на установку узлов учёта и акты их ввода в эксплуатацию выдавала и подписывала сама РСО.

Заявку на заключение договора УО подавала в конце отопительного сезона, когда наличие таких актов за прошедший сезон не имело значения. Кроме того, РСО фактически поставляла тепловую энергию в МКД, а это уже подтверждает готовность домов к отопительному сезону. Точку в деле, как всегда, поставил Верховный суд РФ.

Заключать договор ресурсоснабжения нужно

Управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления (ч. ч. 1–3 ст. 162 ЖК РФ). В течение согласованного с собственниками МКД срока она за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги в дом. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.

При этом управляющая организация выступает исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель КУ заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям (п. п. 6, 13, пп. «б» п. 31 Правил N 354).

Обязанность РСО – заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем. Она может сделать это, отправив оферту исполнителю, обслуживающему МКД, в который подаётся ресурс без заключения договора (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ст. ст. 426, 445 ГК РФ, п. 10 Правил N 124).

Особенности заключения договоров ресурсоснабжения описаны в Правилах N 124:

  • исполнитель направляет в РСО заявку о заключении договора ресурсоснабжения,
  • прикладывает к заявке документы из п. п. 6, 7 Правил N 124.

Верховный суд объяснил: действительно, в заявке на заключение договора теплоснабжения должны быть данные о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок. К заявке нужно приложить акты готовности теплопотребляющих установок к отопительному периоду.

РСО, если с заявкой всё хорошо, отправляет исполнителю ответ о согласии заключить договор ресурсоснабжения (п. 11 Правил N 124).

Основания для отказа в заключении договора

Ресурсоснабжающая организация может отказаться от заключения договора по двум причинам. Они перечислены в п. 13 Правил N 124:

  • нет технологического присоединения дома или общих сетей инженерно-технического обеспечения к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения,
  • отказ предусматривают нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения.

Тот факт, что исполнитель КУ предоставил документы не в полном объёме или неправильно их оформил, не является основанием для РСО отказать в заключении договора (п. 14 Правил N 124).

Если так происходит, РСО приостанавливает рассмотрение заявки до получения от исполнителя правильно оформленных документов. Если исполнитель в установленные сроки не приносит исправленный пакет документов, РСО прекращает рассматривать заявку.

Верховный суд РФ указал, что нормы законодательства не позволяют управляющей или ресурсоснабжающей организации уклоняться от заключения договора только потому, что

  • предоставленные сведения не соответствуют по формальным признакам;
  • сведений недостаточно, но при этом у другой стороны есть эти данные или есть возможность их получить самостоятельно.

Отказ равен уклонению от заключения договора

Верховный суд РФ определил, что управляющая компания передала ресурсоснабжающей все необходимые документы для заключения договора. Поэтому отказ РСО в направлении в адрес УО договора по обозначенным ею основаниям неправомерен и его вполне можно расценить как уклонение от заключения публичного договора.

Ресурсоснабжающая организация поставляла тепловую энергию в спорные многоквартирные дома и получала за это плату. РСО располагала достаточными для тарификации поставляемых ресурсов и для бесперебойного теплоснабжения данными о тепловой нагрузке МКД.

Выходит, что у РСО не было препятствий для включения в проект договора величин тепловых нагрузок, которые она считала достоверными. Да и факт, что она подавала тепловую энергию в отопительный сезон, говорит о формальности претензий по отношению к управляющей компании.

Содержание документов, которые предоставила УО, позволяли ресурсоснабжающей организации подготовить проект договора. У неё не было законных оснований для уклонения от заключения договора.