Продолжим формировать идеальные условия договора управления для УО вместе с Дмитрием Бурняшевым. Ранее эксперт рассказал, что управляющей компании даст включение в договор управления условий о претензионном порядке урегулирования споров, как упростить процедуру уведомления ограничения предоставления коммунальных услуг.

Сегодняшняя тема – как упростить порядок проведения проверок состояния индивидуальных приборов учёта и правильности передачи их показаний.

Обязанность проводить проверки ИПУ

Согласно пунктам 82–83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД (далее – Правила 354), исполнитель коммунальных услуг обязан не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в 3 месяца, проводить проверки:

  • состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
  • достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учёта и распределителей.

Достоверность показаний проверяется путём их сверки с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки. Это необходимо, если показания приборов учёта и распределителей снимают потребители.

Проблема уведомления потребителей

Перечисленные проверки, если для их проведения требуется доступ в жилое помещения потребителя, проводятся в порядке, указанном в п. 85 Правил 354, который управляющей компании исполнить крайне сложно.

Во-первых, необходимо направить потребителю сообщение о проведении проверки. Это делается не позднее 14 дней до даты проведения проверки таким способом, чтобы потом в случае недоразумений можно было определить дату отправления сообщения.

Ещё один вариант – вручить под подспись письменное извещение о предполагаемых дате или датах и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя. В извещении обязательно нужно объяснить потребителю последствия его бездействия или отказа в допуске исполнителя к приборам учёта.

Далее потребитель обязан обеспечить доступ исполнителю в указанное время. Если он не может этого сделать по причине временного отсутствия, он сообщает об этом исполнителю в срок не позднее двух дней до даты, указанной в извещении. При этом он указывает иные возможные даты и время допуска для проведения проверки.

Потребитель указывает удобные для себя даты, но предложенная им дата проверки не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее трёх дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.

Как видно из сказанного выше, процесс проведения проверки грозит обернуться постоянной перепиской или хождением сотрудников исполнителя по квартирам с обязательным вручением уведомлений.

А от соблюдения порядка проведения проверки зависит и невозможность в дальнейшем оспорить акт проверки приборов учёта, акт о несанкционированном вмешательстве, акт о недопуске.

Изменение порядка проведения проверок состояния ИПУ

В силу п. 85 Правил 354 проверки проводятся в указанном порядке, если иное не предусмотрено договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, управляющие компании имеют право предусмотреть в договоре управления МКД порядок проведения состояния проверок ИПУ и правильности передачи показаний.

Укажите удобный для вас способ уведомления собственников о предстоящих проверках состояния ИПУ и правильности передачи показаний. Вы можете предусмотреть несколько способов уведомления. Как правило, УО о проведении проверок уведомляют путём размещения объявлений в подъездах. Можно размещать сообщение о проведении проверки на платёжных документах на оплату ЖКУ.

Добавьте условие об обязанности собственников следить за объявлениями от УО, в том числе за объявлениями о предстоящих проверках состояния ИПУ и правильности передачи показаний.

Рекомендуем включить указанные условия в отдельный раздел договора управления МКД «Порядок проведения проверок состояния индивидуальных приборов учёта и правильности передачи показаний».

Образец условий в договоре управления

9.1. Предоставление в занимаемые собственниками жилых (нежилых) помещениях доступа сотрудникам УО для проведения:

  • проверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
  • проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта,

осуществляется в следующем порядке:

9.1.1.  УО уведомляет собственника помещения о проведении проверки одним из способов, по выбору УО:

  • путём вручения собственнику под расписку;
  • направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
  • включения текста уведомления в платёжный документ для внесения платы за жилое помещение за коммунальные услуги;
  • передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
  • телефонного звонка с записью разговора;
  • сообщения по электронной почте;
  • через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
  • отправки СМС по контактному номеру телефона;
  • размещения объявлений в подъездах дома на информационных досках.

9.1.2. УО сообщает собственнику следующую информацию, необходимую для проведения проверки: дату и время проведения проверки, номер телефона для согласования предоставления доступа.

9.1.3. В случае невозможности предоставить доступ в занимаемое помещение, собственник обязан уведомить УО одним из указанных в п. 9.1 способов и согласовать время и дату предоставления доступа сотруднику УО, но не позднее 3 рабочих дней с даты окончания предоставления доступа, указанной в уведомлении УО.

Автор статьи – Дмитрий Бурняшев, юрист, эксперт по вопросам управления МКД.

Блог автора: «Перевернуть мир ЖКХ».

Автору можно написать на [email protected].