На прошедшей неделе СМИ и эксперты обсуждали два законопроекта в сфере управления домами: о полномочиях председателя Совета МКД и новых требованиях к проведению и оформлению результатов ОСС. Сделали обзор документов и мнений членов Экспертного совета Ассоциации «Р1» об этих инициативах.

Совет МКД. Авторы законопроекта № 272604-8 предложили закрепить в ст. 161.1 ЖК РФ право председателя Совета МКД представлять соседей в суде по решению ОСС.

Член Экспертного совета Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян считает, что это «заведомо “мёртвая” норма»: предложенные изменения уже есть в ЖК РФ и ГК РФ и подтверждены судами. Доверенность на представление собственников в суде председатель Совета МКД может получить тремя способами, в том числе по решению ОСС.

Проведение ОСС. В Госдуму РФ внесён законопроект № 265996-8, нормы которого ужесточат требования к проведению и оформлению результатов общих собраний в МКД. Среди таких требований:

  • итоги ОСС будут доводиться до всех собственников помещений путём их размещения в местах общего доступа с расшифровкой результатов по квартирам;
  • голосующий собственник должен будет расписаться на каждой странице бумажного бюллетеня и при сдаче решения предъявить инициатору паспорт и документ на помещение.

Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец отметила, что такое требование к участнику собрания – логичная мера борьбы с подделкой решений. «С другой стороны, это уменьшит кворум ОСС за счёт тех собственников, которые по разным причинам не хотят раскрывать свои паспортные данные», – резюмировала эксперт.

Госжилнадзор. Ещё одно нововведение законопроекта № 265996-8 – право органов ГЖН по заявлениям собственников проверять факты нарушений, допущенных при принятии решений на ОСС.

«Правда, из буквального прочтения проекта следует, что проверка ГЖН не отменит необходимость судебного оспаривания», – прокомментировала инициативу Елена Шерешовец. При обнаружении признаков подделки бюллетеней ведомство должно будет направить материалы в МВД для возбуждения уголовного дела.

Читайте о трёх мнениях судов и законодателей по вопросу, имеет ли ГЖИ право признать решения ОСС ничтожными.