Кассационный суд, разрешая спор жителей МКД из Смоленска и поставщиков горячей воды, указал, что определить период оказания услуг ненадлежащего качества можно не только по составленным актам. Суды должны принимать во внимание доказательства в виде аудиозаписей и видеосъёмки, показания свидетелей, их обращения в УО и РСО.

В одном из домов Смоленска в течение полутора лет из кранов в квартирах текла недостаточно горячая вода. На жалобы жителей УО и РСО не реагировали. В 2019 году жители составили акт об услугах ненадлежащего качества, но получили перерасчёт платы всего за один месяц. Тогда собственники одной из квартир в суд иск с требованием, чтобы исполнитель КУ сделал перерасчёт платы за полтора года, выплатил штраф и моральный вред.

Суд первой инстанции посчитал, что перерасчёт уже сделан: акт всего один, иных доказательств поставки некачественной воды в другие периоды нет (решение Ленинского районного суда Смоленска от 20.10.2020 по делу № 2-1898/2020). Смоленский областной суд с коллегами согласился (определение от 02.02.2021 по делу № № 33-208/2021).

Собственники подали кассационную жалобу, настаивая, что некачественная горячая вода текла из кранов больше года. Второй кассационный суд их поддержал: согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательством предоставления услуг ненадлежащего качества являются не только акты. Суд должен принимать во внимание показания свидетелей, заключение эксперта, аудио- и видеозаписи, письменные жалобы потребителей (постановление от 08.07.2021 по делу № 8Г-13624/2021).

Нижестоящие суды неверно определили период поставки некачественной воды: они должны были учесть показания жителей дома, их письма, акты обследования дома и иные доказательства периода оказания услуг ненадлежащего качества. Дело отправлено на новое рассмотрение.

Управляющие домами в спорах с РСО о качестве услуг могут доказывать свою правоту такими же методами. Читайте, как кооперативу без составления акта удалось доказать в суде вину поставщика в низком качестве ресурсов и взыскать с него более 2 млн рублей.