Верховный суд РФ в одном из дел подтвердил, что для сбора адресов электронной почты и номеров телефонов компании не должны получать согласие на обработку персональных данных. Они не являются уникальными, а их совокупность без других сведений не позволяют идентифицировать конкретного человека.
Компания на сайте через форму обратной связи собирала контакты клиентов, которые хотели оформить заявку на её услуги. Форма содержала только поля «e-mail» и «телефон», без получения согласия на обработку ПДн.
Роскомнадзор при проверке посчитал, что организация нарушила требования № 152-ФЗ, и потребовал, чтобы она устранила нарушение. Он утверждал, что адрес электронной почты и номер телефона являются ПДн: они неизменны при присвоении и уникальны.
Компания не согласилась с такой позицией и подала иск в суд (дело № А40-139096/2022). Все инстанции встали на сторону истца: без наличия дополнительных идентификаторов невозможно лишь по адресу электронной почты или номеру телефона определить конкретное лицо, которому они принадлежат.
В форме на сайте компании не было полей для указания иных идентификаторов, а e-mail и номер телефона при расторжении договоров могут быть переданы другому человеку, значит, не уникальны. Верховный суд России отказался рассматривать жалобу Роскомнадзора, тем самым подтвердив правильность выводов коллег.
Инстанции сделали вывод об отсутствии у электронной почты и номера телефона признака уникальности
«Суды и ранее выносили решения, в которых не признавали телефон или адрес почты персональными данными. Интересно в решении то, что "совокупность данных" в виде связки телефона и адреса почты не признана персональными данными», – прокомментировала судебное дело глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
Читайте, при каких условиях УО и ТСЖ вправе работать с персональными данными жителей без их согласия.