Год назад Министерство строительства и ЖКХ России представило проект стандарта «Умного города». Мы побывали на всероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» и выяснили, как сегодня идёт реализация проекта. Читайте о том, какие технологии и просто хорошие управленческие решения помогают УО и муниципалитетам лучше управлять домами и городским хозяйством.

«Умные» управленческие решения в Московской области

Согласно планам Минстроя РФ, к концу 2024 года в сфере ЖКХ должно стать на 30% больше цифровых технологий. При этом проект «Умный город» – это не только технические инновации. Во многом комфорт и удобство жизни людей зависят от эффективности работы органов власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов. А сделать их работу лучше можно в том числе с помощью «умных» управленческих решений.

К примеру, власти Московской области для более оперативной работы с жителями создали Центр управления регионов (ЦУР). В такой Центр стекается информация от всех муниципалитетов, а обращение на портале может оставить любой житель Подмосковья. Если заявка носит операционный характер (почистить тротуар, убрать свалку мусора и т.д.), то обрабатывается она за один день. К слову, ещё год назад этот срок составлял не менее 7 дней. Добиться быстрого решения проблем удалось вот какими способами:

  1. Для управления процессами используется концепция BPM, которая даёт ответы на пять главных вопросов: где, когда, зачем, как и какая работа ведётся, и кто отвечает за неё. За каждым обращением закрепляется ответственное лицо, а процесс выполнения задачи максимально прозрачен.
  2. Чтобы оценивать ситуацию по Московской области в целом ЦУР создал «светофор». Это тепловая карта, которая в режиме реального времени отображает, как муниципалитеты обрабатывают поступающие обращения. Зелёным цветом подсвечиваются районы, где это делают успешно, жёлтым – территории со средними результатами, а красным – где ответственным лицам нужно будет найти нужные слова для отчёта перед губернатором.
  3. Население Московской области вовлекается в обсуждение проблем региона и даже участвует в распределении бюджета на их решение. Высказать свою точку зрения, поучаствовать в голосованиях и опросах жители могут на портале «Добродел».

«У нас простой подход: по понедельникам губернатор заслушивает отчёты центральных органов исполнительной власти, по вторникам – ответ держат представители муниципалитетов, конкретные должностные лица. Такая волшебная синергия сквозной ответственности даёт удивительные результаты», – рассказал Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

IT-технологии в сфере ТКО

В России продолжается переход на новую систему обращения с ТКО и в этой сфере тоже не обходится без цифровых технологий. К примеру, в Московской области оптимизировать процессы по вывозу мусора помогает программно-аппаратный комплекс (ПАК), разработанный компанией «Большая Тройка».

Система в автоматическом режиме определяет наполняемость мусорных контейнеров, учитывает загруженность полигонов, следит за движением мусоровозов и прокладывает наиболее экономичные маршруты для вывоза ТКО.

Стратегическая сессия «Цифровые регионы и умные города. ЖКХ-аспект»

Математическая модель, заложенная в основу комплекса, даёт понимание полной картины обращения с ТКО. Регионы могут заранее просчитывать логистику, контролировать деятельность регионального оператора и обеспечивать потребителям услуг минимально возможные тарифы.  

При этом сложности всё же остаются. «Если вблизи города с населением в 100 тысяч жителей неверно выбрать место для строительства объекта инфраструктуры и перенести его на 40 км из-за недоговорённости местных властей, это будет стоить 56 миллионов рублей переплаты», – объяснил на примере генеральный директор ООО «Большая Тройка» Артём Седов.

Чтобы сформировать эффективную систему обращения с отходами, органы власти региона должны избегать территориальных ошибок и придерживаться чётких расчётов и прогнозов разработчиков. Так удастся сэкономить миллионы средств конечных потребителей и обеспечить рентабельность работы регионального оператора.

Опыт использования цифровых решений на примере УО

Качественное и удобное для жителей обслуживание домов – это хорошо, но ещё лучше, когда информация по оказанным услугам доступна и понятна любому потребителю. Этим принципом руководствуется «Лига ЖКХ», которая поделилась на форуме своим опытом применения it-технологий. Сегодня УО обслуживает 32 дома, в которых проживают 18 тысяч жителей, и в вскоре расширит свою географию.

Организация ведёт открытый электронный рейтинг энергоэффективности обслуживаемых домов и публикует информацию по каждому МКД на отдельной странице сайта. Жители видят сумму поступивших платежей и расходы по дому, температуру воды в системе, могут оплачивать через личный кабинет коммунальные услуги и передавать показания счётчиков.

Директор УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин рассказывает об «умных» решениях для УО и жителей

В случае отключений коммунальных услуг с помощью мобильного приложения потребителям рассылаются пуш-уведомления. Также ежемесячно организация делает рассылки о проделанной по дому работе и этот формат отчётности очень нравится её получателям. Однако, по словам Ильи Сотонина, директора УК «Лига ЖКХ», есть и многое из того, что требует улучшения.

За последнее время в «Лигу ЖКХ» поступили ещё 643 заявки на обслуживание, а это значит, что предстоят много общих собраний собственников. Выбор новой управляющей организации нередко оборачивается для жителей «войной» со старой УО, изучением и сбором массы документов. Общие собрания  собственников можно организовывать через интернет уже сегодня. Однако гораздо удобнее жителям и управляющим компаниям станет, если в будущем с помощью электронного ОСС можно будет выбирать новую УО.

По мнению Ильи Сотонина, у каждого многоквартирного дома должен быть свой отдельный расчётный счёт. Таким образом можно сделать работу по дому более прозрачной и избежать ситуаций, когда деньги одного МКД уходят на обслуживание другого.

Ещё один частый риск – это некачественно проведённые подрядчиком ремонтные работы. Жители обычно винят в этом управляющие организации, однако, зачастую и сами УО получают в виде исполнителя «кота в мешке». Хорошим решением мог бы стать единый реестр подрядчиков в сфере ЖКХ. Тогда управляющие компании заранее могли бы знать репутационный рейтинг подрядных организаций и согласовывать выбор с собственниками МКД.

Какие технологии внедрить в работу своей компании

В России уже действует стандарт «Умного города». А это значит, что управляющим организациям для успешной конкуренции на рынке ЖКХ уже не обойтись без применения цифровых технологий.

К примеру, с учётом введения новых правил работы аварийно-диспетчерских служб, самое время автоматизировать приём и обработку обращений жителей МКД. Сделать это можно с помощью сервиса «АДС на 100%».

Собственники помещений МКД не всегда охотно приходят на общие собрания. Сделайте так, чтобы голосовать по вопросам повестки им было удобно в любое время и в любом месте с приложением «Моя Квартира». Оформить и сохранить в электронном виде документы общего собрания, а также автоматически подсчитать голоса и выгрузить результаты в ГИС ЖКХ позволяет сервис «ОСС на 100%».

Ещё больше узнать о цифровых возможностях для управляющих организаций можно здесь.