Персонал и тарифы – болевые точки, о которых на форумах, конференциях и частных встречах говорят практически все представители ЖКХ. Изменить ситуацию могли бы ускоренная цифровизация и внедрение автоматизации. На примере разбираемся, как умные решения помогут УО решить две главные проблемы в работе и повысить качество услуг.

Кадровый голод в ЖКХ возникает из-за дефицита специалистов и высокой нагрузки на сотрудников

О кадровом голоде в ЖКХ сказано уже много. Наблюдается растущий дефицит квалифицированных людей. При этом новые жилые комплексы растут как на дрожжах, строительный процесс налажен и динамичен.

Но построить многоквартирный дом – это одно, а вот качественно обслуживать его – почти искусство. Например, если открыть hh.ru, можно увидеть десятки вакансий техников-смотрителей, или менеджеров МКД:

В их обязанности входит:

  • ежедневный обход домов, составление актов осмотров подъездов, проверки, нарушений, заливов помещений;
  • контроль сохранности и правильности технической эксплуатации жилищного фонда, санитарного содержания МКД и территорий, их ремонта;
  • контроль за уборкой территории, своевременным вывозом мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности, норм и правил техники безопасности при ремонте и технической эксплуатации жилфонда;
  • составление графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;
  • оперативное реагирование на аварийные и нестандартные ситуации.

Теперь представим себе современный жилой комплекс, где работают пять техников-смотрителей: в нём 30 многоквартирных домов по 16 этажей и четыре подъезда – с общей площадью 800 тысяч кв. м. Каждый менеджер отвечает за 160 тысяч кв. м., или за шесть МКД.

Согласно описанию вакансии, эти сотрудники должны каждый день обходить свой участок, следить за сохранностью, правильной технической эксплуатацией, уборкой мест общего пользования, за вывозом мусора, а ещё при этом успевать заполнять кучу бумажек, решать аварийные ситуации и так далее.

Снизить расходы и повысить эффективность сотрудников помогает автоматизация процессов

Делать всё это качественно и эффективно в такой ситуации невозможно физически. В лучшем случае – «хоть как-то». Но уже есть примеры, к чему приводит практика перегрузки сотрудников, даже самых ответственных:

За три года эксплуатации ЖК с суперсовременной инфраструктурой в режиме «ну хоть так» в домах начинают рваться трубы и ломаться лифты

У многих собственников и даже у ТСЖ и управляющих организаций сформировалась позиция, что повысить размер платы за содержание очень сложно, денег не хватает, штат не увеличить. И они уверены, что сделать с этим ничего нельзя. Но способ упростить рутинные задачи существует – это автоматизация.

Давайте посмотрим на сферу розничной торговли. Сейчас уже редко можно увидеть в магазине ситуацию, знакомую старшему поколению россиян: сначала нужно выстоять очередь, чтобы получить от товароведа бумажку с кодом товара, затем пойти в кассу и оплатить, а потом забрать товары.

Благодаря автоматизации и развитию онлайн-сервисов, мы берём с полки нужное и пробиваем на кассе самообслуживания. Или заказываем его через мобильное приложение: даже ходить никуда не нужно – курьер доставит до дверей.

То есть в розничной торговле уже наступило будущее, а в ЖКХ ещё нет. Но оно там неизбежно настанет, раз даже государственные услуги практически все цифровые.

Автоматизация даже одного трудоёмкого процесса позволит УО экономить миллионы рублей и повышать качество работы

Конечно, автоматизация процессов невозможна, если их не существует. Поэтому начинать нужно с их ревизии, анализа и последующей перестройки: невозможно автоматизировать хаос. Причём чаще всего речь идёт о простых и понятных вещах, до которых обычно не доходят руки: например, о работе менеджеров по контролю за состоянием подъездов МКД.

На рынке уже есть приложения, позволяющие делать это дистанционно, максимально автоматизировать процесс и реагировать только на отдельные инциденты, которые требуют внимания. В итоге УО потребуется не пять, а три техника, ведь им не придётся бегать по этажам, часами сидеть над составлением отчётов и актов. Минус две штатные единицы – это порядка 2 млн рублей в год с одного ЖК.

И это только один пример внедрения автоматизации в сфере обслуживания МКД. На рынке их десятки и для разных процессов и направлений работы УО, например, для диспетчерской или ответов на запросы соцслужб в ГИС ЖКХ.

Поэтому вне зависимости от нашего желания, цифровизация неизбежно придёт в ЖКХ. И тогда более успешно будут работать организации, которые смогут сделать свои бизнес-процессы оптимальными, эффективными и управляемыми. Надеюсь, что ваша компания будет среди них.