С 1 января 2019 года в большинстве регионов РФ стартовала «мусорная реформа». Но споры о том, какой мусор регоператор должен вывозить в рамках установленных тарифов на обращения с ТКО, не утихают. Рассказываем о позиции одного из УФАС по вопросам вывоза и размещения на полигонах отходов от текущего ремонта.
УО пожаловалась на завышенные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигонах
Одна из управляющих организаций обратилась в УФАС по Республике Коми с жалобой на неправомерные действия предприятия, которое согласно лицензии размещало и утилизровало отходы на городских полигонах.
Управляющая организация до 2019 года по полученным лицензиям не только управляла несколькими сотнями многоквартирных домов, но и являлась перевозчиком ТКО от жилого фонда к месту их захоронения/утилизации. На эти услуги были заключены договоры с другими УО города. Вывозимые ТКО размещались по установленному в регионе тарифу на городском полигоне в рамках договора между УО и специализированным предприятием.
Строительный мусор, в том числе образовавшийся после текущего ремонта жилого фонда, предприятие принимало от УО и размещало на полигоне строительного мусора за отдельную плату. Стоимость данной услуги в 2018 году превышала тариф по захоронению ТКО на городском полигоне на 177%.
Управляющая организация дисциплинированно оплачивала выставленные за услуги предприятия счета. Одновременно она обратилась в УФАС с просьбой проверить, не нарушает ли компания, оказывающая услуги по размещению отходов и их утилизации, антимонопольное законодательство.
УО посчитала, что предприятие, занимая доминирующее положение на рынке размещения и утилизации отходов на единственном доступном полигоне строительного мусора, пользуется данным преимуществом и устанавливает непомерно высокие цены.
Управление ФАС по Республике Коми по жалобе управляющей организации открыло дело № А 06-05/18, итогом рассмотрения которого стало решение № 02-01/1306, в котором ведомство ответило на следующие, актуальные в рамках «мусорной реформы», вопросы:
- Какой мусор относится к ТКО?
- Является ли строительный мусор от текущего ремонта ТКО?
- Кто устанавливает тариф на услуги по вывозу, размещению и утилизации отходов от текущего ремонта МКД?
Рассмотрим подробнее позицию и доводы Управления по каждому вопросу.
Обзор ответов Минприроды РФ на вопросы о «мусорной реформе»3617217
К ТКО относятся разные группы отходов из Федерального каталога Росприроднадзора
Как указало УФАС в решении № 02-01/1306, твёрдые бытовые, или твёрдые коммунальные, отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе:
- при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений;
- при содержании придомовых территорий и мест общего пользования,
- при содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц,
- устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (ГОСТ Р 53692-2009, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст).
Согласно п. 2 ПП РФ № 1156, к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.03.2018 № 09-15/996, к ТКО могут относиться любые виды отходов, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено (например, отработанные ртутные лампы).
При этом важно отметить два замечания, сделанные в письме:
- К ТКО могут относиться отходы, входящие в разные блоки Федерального классификационного каталога отходов № 242, не только из блока «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0).
- Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.
Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора2483228
Отходы от текущего ремонта жилфонда входят в состав ТКО
В решении № 02-01/1306 также проанализирован вопрос о том, относятся ли отходы, образовавшиеся после текущего ремонта МКД, к твёрдым коммунальным отходам.
Предупредительный (текущий) ремонт, согласно п. 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – это подлежащие обезвреживанию, утилизации или удалению остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров.
Поскольку отходы от текущего ремонта жилфонда являются остатками сырья и материалов, образовавшихся в результате потребления в жилых помещениях, то они отвечают признакам ТКО и включаются в их состав.
Отходами от текущего ремонта МКД признаются такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ. Они включены в состав ТКО, цены на вывоз, размещение и утилизацию которых регулируются государством.
Регулированию подлежат следующие виды тарифов в области обращения с ТКО:
- единый – на услугу регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
- на обработку ТКО;
- на обезвреживание ТКО;
- на захоронение ТКО.
Обращение с отходами от текущего ремонта производится по регулируемым тарифам в сфере ТКО
Проанализировав нормативно-правовые акты РФ, Управление ФАС по Республике Коми пришло к выводу, что предприятие, принимая на полигон строительного мусора отходы от текущего ремонта по завышенным ценам, нарушило порядок ценообразования и требования п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ.
Организация, получившая лицензию на утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности, было обязано принимать на полигон мусор от текущего ремонта МКД по тарифам, утверждённым в регионе на захоронение ТКО.
Специализированное предприятие, устанавливая собственные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигоне, злоупотребило своим доминирующим положением хозяйствующего субъекта. Оно нарушило установленный порядок ценообразования, что привело к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности.
Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД21501718
Взять на заметку
Для управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, заключивших договоры с регоператором по обращению с ТКО, решение УФАС по Республике Коми от 27.02.2019 № 02-01/1306 интересно следующими выводами:
- Некоторые виды строительного мусора относятся к ТКО, и плата за их вывоз, размещение и утилизацию регулируется тарифами, установленными в регионе.
- Отходы от текущего ремонта в многоквартирных домах являются твёрдыми коммунальными отходами.
- К отходам от текущего ремонта относятся такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ.
Согласно выводам УФАС, регоператор по обращению с ТКО не имеет права взимать дополнительную плату за вывоз и размещение таких отходов на полигонах: эти услуги уже заложены в региональном тарифе.
Решение № 02-01/1306 можно считать ещё одной попыткой разделить строительный мусор и отходы от текущего ремонта жилфонда, входящие в ТКО. Ранее об этом высказалось Минприроды РФ в рамках горячей линии о «мусорной реформе». Вопрос о принадлежности к ТКО разного вида строительных и ремонтных отходов остаётся открытым для обсуждения.