Нормативы накопления ТКО формируются региональными властями, и в них включены отходы, собранные при уборке придомовой территории, в том числе смёт. Но регоператоры часто отказываются вывозить такой мусор по установленному тарифу, требуя дополнительной оплаты. Узнайте мнение Верховного суда РФ по этому вопросу.

Регоператоры не относят растительный мусор к ТКО

О том, включён ли смёт с придомовой территории и растительные отходы в состав ТКО, мы уже писали не раз:

Свою позицию по данному вопросу высказал Верховный суд России в определении от 10.10.2023 № 16-КГ23-32-К4. Ниже разберём его выводы.

Мусор от ухода за газонами и древесно-кустарниковыми посадками во дворе МКД – это ТКО

Администрация города Волжского Волгоградской области столкнулась с отказом регоператора без дополнительной платы вывозить с придомовых территорий МКД отходы после субботников. Не согласившись с позицией компании, орган МСУ обратился с иском в суд,

Истец настаивал: невыполнение региональным оператором своих прямых обязанностей нарушает права жителей, а также срывает работы УО по сезонному содержанию придомовых территорий. В доказательство к материалам дела были приложены фото невывезенных мешков с мусором.

Суд первой инстанции отметил, что земельный участок под МКД с элементами озеленения и благоустройства находится в общей долевой собственности (ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

Согласно п. 11 ПП РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от геодезических природно-климатических условий расположения МКД включает в себя и уход за элементами озеленения и благоустройства на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО производит регоператор в соответствии с региональной программой (п. 1 ст. 24.6 № 89-ФЗ). Для вывоза отходов их собственники обязаны заключить договор со специализированной компанией (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ). В таком договоре прописано, что исполнитель отвечает перед потребителями за невыполнение своих обязательств.

В п. 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 указано, что древесно-кустарниковая растительность – это зелёные насаждения, растущие совместно на одном земельном участке. Отходы от таких растений образуются в результате жизнедеятельности МКД как единого комплекса недвижимого имущества. По классификатору ФККО, мусор от уборки придомовой территории, ухода за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относится к ТКО (коды 7 31 200 00 00 0, 7 31 300 00 00 0, 7 31 100 00 00 0).

Суд сделал вывод, что региональный оператор обязан вывозить смёт и отходы от уборки дворов МКД в рамках утверждённого тарифа (решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16.02.2022 по делу № 2-294/2022).

Регоператор не вправе взимать дополнительную плату за вывоз смёта и растительных отходов

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО оспорил решение в апелляционном суде, который поддержала и кассация. Они посчитали, что невывезенный мусор – это несанкционированная свалка вне контейнерных площадок. Их вывоз не входит в обязанности регоператора (п. 4 ПП РФ от 12.11.2016 № 1156).

Растительные отходы не соответствуют понятию ТКО, так как образовались вне жилых помещений. Регоператор не обязан их вывозить (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13.07.2022 по делу № 33-7147/2022, кассационное определение Четвёртого КСОЮ от 08.12.2022 по делу № 8Г-31452/2022).

Верховный суд РФ, куда обратилась администрации города Волжского, с такой позицией не согласился. Он отметил, что:

  1. Трактовка твёрдых коммунальных отходов как образующихся только в жилых помещениях основана на неправильном толковании НПА. Придомовая территория и МКД подлежат рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов.
  2. Содержание зелёных насаждений подразумевает работы по уходу за ними, в том числе санитарную и омолаживающую обрезку (п. 3.13 ГОСТ Р 56195-2014).
  3. Пакеты с растительным мусором, складированные рядом с контейнерной площадкой МКД, не являются несанкционированной свалкой. Под такой свалкой понимается самовольный сброс мусора на площади свыше 10 кв. м. и объёмом более 2 куб. м (ГОСТ Р 56195-2014).
  4. Места накопления ТКО обустраивает собственник земельного участка. По договору с регоператором мусор можно класть в пакеты или другие ёмкости, предоставленные компанией (пп. «в» п. 10 ПП РФ № 1156).
  5. Растительный мусор относится к ТКО: данные отходы включены в региональную схему Вологодской области по обращению с ТКО и учитываются в нормативах накопления. Регоператор не вправе взимать за вывоз дополнительную плату.

ВС РФ сделал вывод, что накопившиеся мешки с растительным мусором, собранным при уборке придомовых территорий, указывают на ненадлежащее исполнение обязательств регоператором и недостаточное количество контейнеров. Инстанция направила дело на новое рассмотрение.

На заметку управляющим организациям

Основываясь на мнении ВС РФ, можно сделать однозначный вывод, что растительный мусор, собранный УО и ТСЖ при уборке и уходе за зелёными насаждениями во дворе МКД, является твёрдыми коммунальными отходами.

«Почему это важно? Потому что если это ТКО – то относится к зоне ответственности регионального оператора и вывоз листвы входит в тариф. Если нет – за дополнительные деньги», – прокомментировала решение ВС РФ глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. – «Верховный Суд РФ пришёл к выводу, что в состав [...] ТКО включены [...] отходы, которые образуются при уборке придомовой территории [...] МКД. Вывоз таких отходов идёт в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора».

Подобная позиция отражена в решении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 23.09.2019 № АКПИ19-543. Истец пытался доказать, что к ТКО относится только мусор, который образовывается в помещениях. Но суд также признал такое толкование норм законодательства неверным.

Управляющим организациям и ТСЖ следует иметь в виду, что вывоз растительных отходов с придомовой территории МКД включён в нормативы накопления ТКО и региональные программы.