Подготовили обзор нового дела об оспаривании управляющей организацией предписания надзорного органа. Читайте, почему суд может усомниться в законности результатов проверки, хотя требования об устранении выявленных нарушений соответствуют законодательству.

Надзор предписал ЖСК оснастить построенный сорок лет назад дом современными противопожарными системами

Одним из многоквартирных домов в Санкт-Петербурге, который был построен в 1981 году, управлял жилищно-строительный кооператив. В конце 2019 года управление МЧС провело проверку дома и выдало председателю ЖСК предписание об устранении нарушений противопожарных правил:

  • в доме не было автоматической пожарной сигнализации,
  • здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,
  • автоматическая система вытяжной противодымной вентиляции была в неработоспособном состоянии,
  • неисправны сети внутреннего противопожарного водопровода.

Через год надзорное ведомство провело повторную внеплановую проверку и установило, что ЖСК не устранило указанные нарушения. Кооператив получил повторное предписание.

Председатель объединения подал иск в суд, чтобы оспорить выданный документ (УИД 78RS0005-01-2020-008626-06). Он указал, что дом построен в 1981 году по проекту 1966 года, и в обоснование иска отметил:

  • В соответствии с ч. 1. ст. 42 Федерального закона № 384-ФЗ, до момента реконструкции или капитального ремонта установленные в этом законе правила и требования не применяются к зданиям, введённым в эксплуатацию до его вступления в силу. Аналогичные условия установлены ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности.
  • ЖСК не является собственником помещений в МКД и не обладает полномочиями по проведению капремонта здания. Также кооператив не отвечает за состояние системы вытяжной противопожарной вентиляции МКД.

Суды признали требование надзорного органа устранить нарушения правомерными

Суд первой инстанции рассмотрел доводы председателя кооператива и отказал в удовлетворении иска. Он отметил, что ЖСК управляет многоквартирным домом и отвечает за содержание общего имущества, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, пп. «е» п. 11 Правил № 491).

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 37 № 69-ФЗ, организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение этих требований несут собственники имущества или лица, уполномоченные им распоряжаться (ст. 38 № 69-ФЗ).

Давно введённые в эксплуатацию здания нужно привести в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности из-за высоких рисков возникновения и распространения пожара.

При этом, как отметил суд, установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не связана с проведением реконструкции или капитального ремонта МКД. Эти работы не требуют изменения конструктивных характеристик здания.

Суд первой инстанции отклонил иск председателя ЖСК, оставив предписание надзорного органа в силе (решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29.03.2021 по делу № 2а-3397/2021). Апелляционный суд города в определении от 18.08.2021 по делу № 33а-15427/2021 коллег поддержал.

УО может оспорить предписание из-за нарушений в порядке проведения проверки

Председатель ЖСК подал жалобу в кассационную инстанцию. Судья начал рассмотрение дела не с оценки доводов председателя ЖСК, а с анализа того, насколько обоснованной была внеплановая проверка надзорного органа.

Он отметил, что согласно ч. 8 ст. 226 КоАП РФ, при проверке законности решений надзорных органов суд не связан основаниями и доводами истца и выясняет обстоятельства дела в полном объёме, в том числе законность самой проверки. Нижестоящие инстанции этого не сделали.

В соответствии с п. п. 1,8 ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ, к грубым нарушениям требований к госконтролю относится отсутствие оснований для организации проверки и нарушение сроков её проведения. Как видно из материалов дела, орган пожарного надзора проводил контрольное мероприятие в течение двух рабочих дней. В соответствии со ст. ст. 9, 70, п. 8 ч. 2 ст. 91 № 248-ФЗ, это грубое нарушение требований к проведению КНД, результаты такой проверки недействительны.

Представители надзорного органа признали в суде нарушение сроков проверки и отменили вынесенное ранее предписание. Кассационная инстанция отметила, что выводы апелляционного суда о законности оспариваемого документа сделаны с нарушением положений КоАП РФ. Поэтому дело отправилось на новое рассмотрение (постановление Третьего кассационного суда ОЮ от 22.02.2022 по делу № 88а-4049/2022).

На заметку

Разобранное дело позволяет сделать несколько важных выводов для УО и ТСЖ, управляющих старым жилым фондом:

  1. Надзорные органы и судебные инстанции считают, что в домах, которые построены по устаревшим проектам и требованиям, собственники или управляющие МКД обязаны проводить модернизацию противопожарных систем. Делать это нужно даже в том случае, если в МКД не запланированы реконструкция или капремонт.
  2. В проигранном деле об оспаривании предписания, где суды признают требования надзорного органа законными, УО и ТСЖ могут победить, если докажут наличие грубых нарушений в порядке организации или проведения проверки или при составлении документов и протокола. Такие нарушения влекут признание результатов контрольного мероприятия незаконными.

Чтобы не оказаться в ситуации ЖСК из разобранного дела, УО, ТСЖ и кооперативам следует своевременно выносить такие вопросы на общее собрание, например, для проведения капремонта дома.