В ПП РФ № 416 указано, что управляющая организация должна информировать муниципалитет об авариях на внутридомовых системах, но схема такого взаимодействия там не прописана. На примерах разбираем, что следует учесть, подписывая локальное соглашение об информационном сотрудничестве с органом местной власти.

Взаимный обмен информацией между УО и РСО позволяет эффективнее устранять аварии в МКД

Согласно п. 13 ПП РФ № 416, который регламентирует работу аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций, в случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем ХВС, ГВС, водоотведения, отопления АДС информирует об этом орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом. Сотрудник УО должен сообщить в ОМС о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.

О том, каким образом будет организован такой обмен информацией, в законодательстве подробно не рассказано. Как правило, форма соглашения об информационном сотрудничестве принимается на уровне муниципалитета. При этом ОМС в таких соглашениях с управляющими организациями регулирует двусторонний обмен оперативными новостями в жилищно-коммунальном хозяйстве города:

  1. АДС управляющих организаций направляют информацию об авариях в домах в муниципалитет, обычно в Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС).
  2. ЕДДС оперативно информируют УО об аварийных ситуациях на сетях, профилактических работах и других важных событиях, которые влияют на содержание и обслуживание многоквартирных домов, предоставление их жителям коммунальных услуг.

Такого рода взаимодействие создано, например, в Петрозаводске и Омске. Петрозаводская ЕДДС оповещает УО об авариях и отключениях тремя способами: через сервис «Автоматизированная система дежурно-диспетчерских служб», по электронной почте и СМС-сообщения. Сообщения, высылаемые на мобильные телефоны, содержат информацию о том, что на e-mail управляющей компании ЕДДС прислала важные сведения. Таким образом городские службы побуждают УО читать электронную почту.

Однако, по данным ЕДДС города, схема обмена информацией пока не работает – управляющие организации не читают присланные им сообщения и не реагируют на звонки. О важности налаженного взаимодействия между муниципалитетом, УО и РСО в сфере жилищно-коммунального хозяйства и последствия отсутствия чётко работающей схемы иллюстрирует случай, о котором рассказал руководитель ЕДДС в Петрозаводска. РСО сообщила в ЕДДС об аварии на сетях теплоснабжения. Городская диспетчерская оперативно разослала оповещения об этом в управляющие организации, чьи дома оказались в зоне аварии.

Но многие УО не отреагировали на сообщения, в итоге обслуживающие организации не успели подготовить дома к отключению, и пришлось сливать воду из системы отопления МКД, а потом заново наполнять трубы. Заплатили за это жители многоквартирных домов.

Положения о муниципальных ЕДДС обязывают УО и РСО заключать соглашение об информационном обмене

В положениях о муниципальных ЕДДС часто указана обязанность РСО, сетевых, управляющих компаний заключить с этой службой соглашение об информационном и ином взаимодействии. В положении об единой диспетчерской также может быть приведён образец такого соглашения.

Например, постановление Правительства Нижегородской области от 09.11.2016  № 759, постановление администрации Зуевского района Кировской области от 26.09.2019 № 626, постановление администрации Лужского района Ленинградской области от 01.01.2016 № 252.

Но при этом законодательно никто не запрещает управляющим организациям дополнять и делать более детальным такое соглашение, прорабатывать нюансы, чтобы взаимодействие с муниципальными службами было более эффективным.

УО следует предлагать важные дополнения в шаблон соглашения с муниципалитетом

Рассмотрим пример соглашения об информационном взаимодействии между администрацией города и работающей на его территории управляющей компанией. В соглашении рекомендуем прописать:

  1. В вводной части – кто и о чём договаривается, цели документа, а также определения и термины, чтобы обе стороны соглашения одинаково понимали их:

  1. Какой информацией обмениваются муниципалитет/ЕДДС с АДС управляющей компании.

АДС управляющих организаций обязательно сообщают в муниципалитет об угрозе теракта, ЧС и других ситуаций, которые могут создать или уже создают угрозу возникновения ЧС, о пожарах и случаях, когда потребовалась эвакуация людей из МКД, в том числе об обрушениях зданий. Также УО предоставляет органам местного самоуправления сведения о/об:

  • авариях на ВДИС домов в управлении;
  • внеплановых и плановых отключениях коммунальных услуг в домах и их причину, сроки устранения;
  • повреждениях общегородских сетей и коммуникаций, если об этом стало известно УО.

Муниципалитет и УО могут внести дополнительные темы для обмена информацией: всё зависит от региона и конкретного населённого пункта, технического состояния многоквартирных домов.

  1. Схему и сроки сообщения каждого вида информации.

В соглашение включаются контактные данные сторон: телефоны, аккаунты в мобильных приложениях, чаты в мессенджерах, адреса электронной почты, сведения об автоматизированных системах и сервисах, которые используются ЕДДС и АДС для обмена информацией. Зачастую сроки оповещения указываются в муниципальном акте, регулирующем работу единой диспетчерской.

Пример сроков оповещения ЕДДС об авариях

  1. Состав информации, которую передают сотрудники ЕДДС и АДС управляющей организации.

Диспетчер УО обязан сообщить дежурному по городу время, место аварии или ЧС, данные о том, какие меры предприняты по ситуации, контактные данные аварийно-ремонтных бригад, направленных по заявке, примерное время устранения аварии, если это возможно силами УО или сведения о том, какие ещё службы привлечены к устранению повреждений.

Например, от РСО в Ростове-на-Дону городские власти требуют предоставлять следующие сведения об аварии:

Из положения об ЕДДС в Ростове-на-Дону

Также в соглашении может быть указана обязанность АДС ежедневно предоставлять отчёт о происшествиях и авариях за предыдущий день, а также о планируемых отключениях для плановых работ. В свою очередь ЕДДС в соглашении можно обязать такую же информацию, например, от РСО, передавать и управляющей организации:

«Дежурный диспетчер ЕДДС при получении аналогичной информации из других источников сообщает об этом в АДС управляющей организации посредством:...».

  1. Дополнительно – требование к проверке предоставляемых сведений: обстоятельств, места, времени и характере повреждений.

Для эффективного взаимодействия с ЕДДС управляющей организации следует автоматизировать работу АДС

Чтобы управляющей организации выполнять все требования ПП РФ № 416 к аварийно-диспетчерской службе, компании необходимо тщательно организовать все стороны её работы с заявками жителей многоквартирных домов. Ей удастся наладить эффективное взаимодействие с диспетчерскими других компаний и муниципалитета только в том случае, если собственная АДС работает чётко и отлаженно, заявки не теряются, а связь с исполнителями поддерживается в режиме онлайн.

Для этого мы предлагаем управляющим организациям максимально автоматизировать свою диспетчерскую с помощью облачных сервисов: «АДС на 100%» и интегрированной с ней ip-телефонии. В таком случае все заявки будут быстро зарегистрированы в системе, для них оперативно назначен исполнитель, а ремонтная бригада онлайн сможет получить новый наряд, не теряя времени на установление связи и переговоры.

Надёжная связь единой телефонной сети УО позволит записывать все разговоры и передавать информацию в ЕДДС, РСО и другим диспетчерским. Все входящие письма, в том числе по электронной почте, регистрируются в прямо в сервисе, что позволит УО не потерять уведомления об отключениях или авариях от городских служб. Интересует?

Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Название вашей организации

Номер телефона или адрес электронной почты для связи

Сколько в вашей организации диспетчеров?

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.