В конце августа прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере ЖКХ». Её активными участниками стали УО и ГЖИ из регионов. Они задали свои вопросы спикерам и озвучили предложения по изменениям в НПА. Рассказываем о некоторых интересных темах с мероприятия.
Конференция в Санкт-Петербурге собрала на одной площадке УО и надзорные ведомства
1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ и связанные с ним НПА. № 170-ФЗ внёс корректировки в организацию и проведение контрольно-надзорных мероприятий. Например, в новой редакции теперь изложена ст. 20 ЖК РФ о надзоре в ЖКХ.
Как УО и надзорным ведомствам работать в изменившихся условиях, обсудили на Всероссийской конференции для представителей рынка жилищно-коммунального хозяйства «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере ЖКХ». Она прошла в Санкт-Петербурге 24 и 25 августа. Её организовали АНП «НЖК» совместно с Минстроем России и компанией «Инноватика».
Спикеры конференции
«Несомненный плюс конференции – диалог надзорных органов с управляющими домами и РСО. Выступали не только Минстрой, но и другие ведомства, которые могут проверить УО и привлечь их к ответственности за нарушения», – отметила руководитель юротдела РосКвартала, исполнительный директор Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян. Она представила на мероприятии наш портал. – «Контрольные ведомства рассказали, как они планируют строить свою работу в связи с новым законом».
Ирэн Парсамян на конференции с членами Ассоциации «Р1»
Представители ведомств – Роспотребнадзора, МЧС, органов ГЖН, Ростех- и Роскомнадзора – рассказали о том, какие индикаторы риска и критерии оценок они планируют применять при проверках управляющих домами. Минстрой РФ поднял вопрос о разработке положения о госжилнадзоре, который 24 августа появился на https://regulation.gov.ru/.
Какие вопросы Минстрой включил в проект положения о жилнадзоре284232
Разграничить текущий и капремонт дома и прописать в ЖК РФ индексацию размера платы за содержание жилья
Самыми оживлёнными и дискуссионными стали стратегические сессии, где обсуждались профильные вопросы предоставления ЖКУ и возникающие в этой работе проблемы:
- правовых основ планирования и проведения текущего и капитального ремонта в МКД;
- совершенствования региональных систем капитального ремонта общего имущества в МКД;
- расчёта платы коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД, применения индексации к размеру платы за содержание общего имущества.
По словам Ирэн Парсамян, в блоке о капремонте самой интересной стала тема разграничения текущего и капитального ремонта домов. Ведь до сих пор нет единого мнения о том, какие работы относятся к каждому виду ремонта. Из-за этого УО и ТСЖ часто получают предписания от органов ГЖН. Минстрой РФ сейчас пытается решить эту проблему, разработав новое постановление кабмина.
На конференции, фото Минстроя РФ
Олеся Лещенко, заместитель директора Департамента развития ЖКХ Минстроя России, отметила, что ведомство также считает необходимым законодательно урегулировать вопрос об индексации размера платы за содержание жилья и закрепить это условие в ЖК РФ.
Ведомство придерживается мнения, что если такая индексация прописана в договоре управления как существенное его условие, зафиксированы параметры индексации, то никаких дополнительных решений на ОСС для неё уже не нужно. Но суды разных инстанций и органы ГЖН считают, что это одностороннее изменение договора управления. В итоге УО привлекают к ответственности, они вынуждены делать перерасчёты и вести судебные тяжбы.
Утверждает ли ОМС по заявлению УО размер платы за содержание жилья138920
Предусмотреть в НПА индексацию муниципального тарифа и установленного собственниками размера платы за жильё
На пленарной сессии и в ходе дискуссий выступили представители РСО и управляющих домами организаций из регионов. Они обсудили проблему индексации размера платы за содержание, который устанавливает муниципалитет. Об этом на примере своей работы рассказал представитель управляющих организаций Орла Евгений Сапрыкин.
В Орле исторически сложилось, что практически все УО работают по муниципальному тарифу в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ. Тариф определяет орган местного самоуправленияпо методическим рекомендация Минстроя РФ от 06.04.2018 № 213/пр. Он установлен несколько лет назад и составляет чуть более 11 рублей, ни разу не индексировался.
Несколько УО рассчитали экономически обоснованный размер платы, сегодня он составляет 27 рублей, но ни в одном доме ОСС не утвердило этого предложения. Также собственники отказались внести в договоры управления условие о ежегодной индексации платы за содержание жилья.
Замглавы Минстроя РФ Максим Егоров (в центре) на конференции, фото Минстроя РФ
Евгений Сапрыкин отметил, что УО могут обратиться в суд, чтобы тот признал тариф муниципалитета экономически необоснованным. Но тогда компании города окажутся в «правовом вакууме»: до момента, пока орган местного самоуправления утвердит новый тариф, УО останутся без утверждённого размера платы и с непониманием, как за этот период рассчитать плату за содержание.
Олеся Лещенко посоветовала управляющим домами в Орле отработать эту ситуацию вместе с органом ГЖН. Ведомство вправе выдать местной власти предписание и обязать решить вопрос с тарифом.
О проблеме «неработающих» рекомендаций Минстроя РФ № 213/пр для расчёта муниципального тарифа говорила и Ольга Беленькая из СРО НП «ЖКХ-Групп» Хабаровска. Она отметила, что постоянно увеличивается МРОТ, вырос НДС, законодатели вводят новые требования к работе управляющих домами.
При этом размер платы за их работу диктуют собственники, никакой установленной законом индексации не происходит. Прописанное в ЖК РФ повышение на размер инфляции почти не работает: органы ГЖН и некоторые суды считают это односторонним изменением условий договора управления.
Ольга Беленькая считает, что выходом из такой ситуации могла бы стать разработка основ ценообразования на жилищные услуги. Муниципалитет при установлении тарифа работал бы с опорой на такой документ.
Почему рекомендации Минстроя РФ не могут нарушать права жителей МКД76840
Пересмотреть штрафы за нарушения и требования к установке ОДПУ
В ходе дискуссий участники конференции обсудили вопросы УО, которые требуют решения. Например, о регулировании тарифов при содержании аварийного жилфонда, о завышенных по сравнению с ТСЖ штрафах за нарушения и о переносе ОДН, платы за КР на СОИ обратно в коммунальные услуги. Управляющие предложили ввести более высокие коэффициенты к нормативу при больших объёмах ОДН в доме и определить критерий экономической нецелесообразности установки в доме ОДПУ.
Помимо дискуссионной площадки УО и органы ГЖН приняли участие в деловой игре, где команды решали конфликтную ситуацию между собственниками, УО и органом ГЖН. Каждая команда представляла какую-то сторону и искала пути выхода из ситуации.
Деловая игра. Среди участников – Ирэн Парсамян (крайняя слева)
Упростить работу УО для более эффективного управления домами
Отдельно Ирэн Парсамян отметила такой плюс прошедшей конференции, как встречу на площадке представителей УО и органов Госжилнадзора. Управляющие домами встретились со своими инспекторами, обменялись контактами и предметно обсудили вопросы проверок в их регионах. Об этом написали некоторые органы ГЖН: Красноярского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Липецкой области, Пермского края.
«Отмечу, что ряд представителей органов ГЖН на конференции в ходе дискуссий выступали за поддержку управляющих организаций. Они предлагали ослабить требования к УО, в чём-то упростить их работу, что позволит эффективнее и быстрее решать ситуации, возникающие при управлении домами», – рассказала Ирэн Парсамян.
Хотите участвовать в подобных мероприятиях и знать о предстоящих событиях в сфере ЖКХ? Следите за их анонсами в разделе «Мероприятия» на нашем портале.