Законодатели готовят проект НПА о гарантирующих управляющих организациях (ГУО). Эксперты ЖКХ опасаются, что такие компании монополизируют рынок, а действующие компании – что останутся без работы. Читайте, какие дома и на каких условиях ГУО получат в лицензию, а также какие риски и пользу в их работе видят участники отрасли.

Что такое «гарантирующая УО» и какими домами она будет управлять

Осенью 2021 года Минстрой России вынес на общественное обсуждение проект Стратегии строительной отрасли и ЖКХ – 2030 с прогнозом до 2035 года. В нём появилась идея создания гарантирующих управляющих организаций (ГУО). В первоначальной версии документа речь шла о «региональных операторах по управлению жильём».

Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец отметила, что проект Стратегии может претендовать на звание «новость года»: после опубликования первой версии документ получил более 100 замечаний от профессионального сообщества. В том числе эксперты обсуждали создание ГУО.

В декабре 2021 года директор Департамента по развитию ЖКХ Минстроя РФ Олеся Лещенко рассказала о смысле идеи ГУО на V итоговой конференции Ассоциации «Р1». Она отметила, что муниципалитеты не могут решить проблему поиска компаний для старого нерентабельного жилфонда. Рисков от управления такими домами для УО больше, чем возможной пользы.

На открытых конкурсах для таких МКД нет заявок, а временную компанию органам местной власти назначить не из кого. Именно для такой ситуации Минстрой России планирует создавать гарантирующие УО. Согласно проекту Стратегии, гарантирующая УО должна стать инструментом управления брошенными, ветхими и расположенными в удалённых локациях домами.

Кто и как будет выбирать гарантирующую УО

Гарантирующей компанией станет уже действующая в регионе организация, которая победит на открытом конкурсе, а сам конкурс станет региональным. Полномочия местных органов самоуправления по его проведению и назначению временных УО прекратятся.

По мнению авторов инициативы, эти изменения принесут пользу всем участникам процесса управления домами: жителям, УО и органам власти. Например, субъект РФ:

  • сможет сделать содержание домов экономически более выгодным – объединить на торгах дома из нескольких муниципалитетов;
  • будет вправе выдать УО субсидию, если ставки платы не хватит на необходимые работы по содержанию дома;
  • установит конкурсные требования к штату и к материально-технической базе, которые нужны, чтобы обслуживать МКД.

В ноябре 2021 года врио главы администрации Тамбовской области Максима Егорова рассказал, что регион станет пилотной площадкой для апробации этой схемы работы. Он будет первым субъектов в России, где выберут гарантирующую УО для работы в ветхих домах и МКД без управления.

В итоге, как отметила Олеся Лещенко, из отдельных нерентабельных МКД в муниципалитетах будут формироваться выгодные для УО зоны для управления сложным жильём.

Когда появится нормативно-правовой акт о работе гарантирующих УО и что в нём пропишут

В апреле 2022 года Минстрой России представил доработанный проект Стратегии развития строительства и ЖКХ. В п. 3 о развитии сферы управления жилфондом прописано, что гарантирующая УО – «это инструмент повышения эффективности эксплуатации многоквартирных домов путём трансформации института “временной управляющей организации”».

«Очень много неясного», – считает Алёна Цыганкова, генеральный директор УК «Люмьер комфорт» из Санкт-Петербурга. – «По каким критериям муниципалитеты будут отбирать эти организации и кто войдёт в комиссию? Можно ли будет оспорить их решение? Выберут одну компанию на город, область или составят целый список? Чем эти УО будут отличаться от назначаемых сейчас временных компаний? По каким критериям будут определять дома для ГУО?».

Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Павел Качкаев в августе анонсировал, что работа над проектом соответствующего НПА закончится в сентябре-октябре 2022 года. В документе пропишут:

  • как будут компенсировать компаниям выпадающие расходы,
  • как проводить конкурсы для отбора ГУО,
  • какой будет круг обязанностей у победителей торгов.

«Работать они [ГУО – прим. ред.] будут по принципу “гарантирующего поставщика”, то есть оказывать свои услуги всем собственникам или же представителям собственников многоквартирных домов, которые захотят к ним обратиться», – рассказал Павел Качкаев «Парламентской газете». – «Ответственность за возможные просчёты в работе они будут нести непосредственно перед руководством города или региона».

Будут ли органы власти отдавать ГУО в управление только сданные в эксплуатацию многоквартирные дома

Проект Стратегии развития-2035 предполагает, что «не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию новостройки» власти региона должны будут назначить для неё гарантирующую УО.

Эксперт Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян считает, что такая инициатива лишает собственников возможности выбора УО: есть вероятность, что их «привяжут» к гарантирующей компании минимум на год.

Елена Шерешовец также указывает на существующие опасения, что органы власти захотят поддержать ГУО, отдавая им новостройки. «Пока такого решения не принято, подзаконных актов нет даже в черновиках. Можно надеяться, что на ситуацию удастся повлиять, и те новостройки, где жители довольны управлением, останутся в своих компаниях», – подытожила эксперт.

Кому принесёт пользу реализация инициативы

Елена Шерешовец, комментируя ситуацию с ГУО, отметила, что существует проблема управления ветхими домами и МКД в удалённых зонах.. Такой жилфонд не хочет обслуживать ни одна компания, и гарантирующие организации должны взять на себя эту работу.

«Содержание домов со старыми сетями коммуникаций, с отсутствием инженерных решений, а порой и с отсутствием оборудования и очень давними ремонтами – это дорого. Люди, проживающие в ветхих домах, обычно относятся к социально незащищённым группам населения. Они не в состоянии платить реальный тариф, требуемый для обслуживания такого фонда. Вот здесь и должна прийти на помощь гарантирующая организация, которая сможет получать дотации из бюджетов и управлять такими домами», – считает Елена Шерешовец.

С этой позицией согласна Ольга Купченкова. Эксперт отмечает, что нововведения могут благоприятно сказаться на рынке управления вторичным жильём, где нет управляющих организаций.

Какие возможны риски для рынка управления домами при появлении ГУО

Ольга Беленькая, эксперт Ассоциации «Р1», отметила, что, по статистическим данным из проекта Стратегии-2035, в России в 2015 году без управления находились 15% домов. Сегодня этот показатель менее 2%.

«Это свидетельствует об эффективности механизма назначения “временной” управляющей организации по решению органа местного самоуправления», – сделала вывод эксперт. – «Внедрение ГУО для домов, оставшихся без управления, нецелесообразно. Это приведёт к монополизации рынка и ограничению конкуренции в данной сфере».

Также Ольга Беленькая отметила, что соответствовать предлагаемым требованиям сможет только крупная УО, каким-то образом аффилированная с органами власти. В пример она привела государственное унитарное предприятие. При этом неизвестно, сколько действующих компаний прекратят свою деятельность и сколько людей останется без работы из-за нововведения.

Эту точку зрения поддерживает Павел Кузнецов. Он считает, что нет «никакой объективной необходимости» в создании таких компаний: «В массе своей дома в новых УО управляться лучше не будут, а сменить такую компанию будет практически нереально». Алёна Цыганкова считает, что ГУО – это возврат к единой системе ЖКХ, подотчётной государству.

А вы «за» или «против» появления гарантирующих управляющих организаций? Поделитесь мнением в комментариях.