Собрали в статье рекомендации надзорных органов по вопросам оплаты коммунальной услуги по отоплению при смене собственника, о проведении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе по применению онлайн-касс, страховании жилья и правилах трансграничной передачи ПДн. Читайте обзор писем.

Кто оплачивает корректировку по отоплению при смене собственника квартиры

В письме от 14.11.2022 № 59913-ОЛ/04 Минстрой РФ дал разъяснения по вопросам расчёта платы за отопление в многоквартирных домах при смене собственника квартиры. Согласно п. 42(1) Правил № 354, потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению одним из двух способов, выбранных органом власти субъекта РФ:

  • в течение отопительного периода,
  • равномерно в течение календарного года.

При оплате в течение года выставляемый ежемесячно объём тепловой энергии определяется исходя из среднемесячного потребления ресурса в помещении по показаниям ИПУ или ОДПУ за предыдущий год.

При отсутствии таких показаний – исходя из норматива с последующей корректировкой размера платы в I квартале, следующего за расчётным годом. Для этого используются формулы 2(3), 2(4), 3, 3(1), 3(3) и 3(4) из приложения 2 к Правилам № 354.

В случае смены собственника плата за коммунальную услугу по отоплению, в том числе скорректированная, подлежит включению в квитанцию, выставляемую лицу, которое является собственником помещения в момент формирования проведения корректировки. (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, п. 69 Правил № 354).

Новый собственник, вступающий в свои права в течение расчётного года до проведения ежегодной корректировки, осведомлён о принятом на территории субъекта порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению. При необходимости он может учитывать данное обстоятельство при расчётах с предыдущим владельцем помещения в МКД.

Могут ли в 2023 году надзорные органы выдавать предписания с требованиями по устранению нарушений

Минэкономразвития РФ в письме от 12.01.2023 № ОГ-Д24-144 выделил особенности выдачи в 2023 году предписаний об устранении нарушений, выявленных надзорными органами при проверках.

Согласно п. 7.1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, предписание выдаётся контролируемому лицу исключительно в случае, если в ходе контрольно-надзорного мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих:

  • непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью,
  • возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
  • ущерб обороне страны и безопасности государства.

Правительство РФ приняло постановление от 29.12.2022 № 2516 и внесло изменения в ПП РФ № 336: ограничения для проведения внеплановых КНМ продлены. Положения п. 7.1 ПП РФ № 336, устанавливающие ограничения на выдачу предписаний, действуют и в 2023 году.

Проводятся ли проверки соблюдения юрлицами НПА в сфере применения контрольно-кассовой техники

ФНС России в письме от 30.01.2023 № Д-5-20/7@ подробно рассказала о проверках применения контрольно-кассовой техники в 2023 году. Согласно ПП РФ № 336, служба вправе проводить в текущем году внеплановый КНМ в виде документарной проверки и без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. В случае выявления нарушений обязательных требований ведомство организует контрольную закупку.

Налоговые органы в регионах в соответствии с письмом от 30.01.2023 № Д-5-20/7@ будут проводить:

  1. Документарные проверки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, основанием для проведения такого КНМ является:

  • наличие сведений о причинении вреда, ущерба или об угрозе их причинения охраняемым законом ценностям;
  • выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, отклонение объекта контроля от таких параметров.

Такие сведения надзорный орган получает из обращений граждан и организаций, от органов местного самоуправления или из СМИ.

  1. Контрольные закупки.

Согласно абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, в 2023 году в рамках надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП, при выявлении нарушений в ходе выездного обследования ФНС РФ вправе провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры.

Сделать это можно в отношении налогоплательщиков, которые должны одновременно соответствовать нескольким критериям:

  • не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности, не применяют её, нарушают порядок и условия регистрации и применения такой техники;
  • ранее привлекались к административной ответственности за нарушение требований НПА о применении ККТ, или получали предостережение, которое не исполнено;
  • по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения, не зарегистрировали ККТ или не начали применять её при наличии.

Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, инспектор проводит контрольную закупку в соответствии с ч. 7 ст. 75 и с учётом ч. 12 ст. 66 № 248-ФЗ. Информация о такой закупке вносится в Единый реестр КНМ в течение одного рабочего дня с момента её завершения и направляется в прокуратуру – в течение 24 часов после принятия решения о её проведении.

Обязан ли собственник платить за страхование квартиры

Роспотребнадзор дал разъяснения по вопросу страхования собственниками квартир и оплате таких услуг, включённых в квитанцию за ЖКУ:

  • УО не вправе требовать такую плату, если с владельцем помещения нет соответствующего договора. Договор страхования жилья может быть заключён автоматически или иным скрытым способом. Принцип свободы договора подразумевает ознакомление с его условиями и получение согласия на оформление.
  • Если владелец квартиры не присоединился к договору страхования, то не обязан оплачивать соответствующие услуги.
  • Оплата добровольного страхования может считаться принятием договора, если соблюдены все требования по доведению до потребителя условий договора и предоставлению возможности выбора: заключить договор или отказаться от него.
  • Если потребителю не предоставлена возможность получить информацию об услуге при заключении договора, то он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков.

Кто отвечает за надёжность контрагентов при трансграничной передаче ПДн

Роскомнадзор в письме от 06.12.2022 № 08ВМ-107716 дал разъяснения по вопросу о порядке трансграничной передачи персональных данных на территорию стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПДн.

Новый порядок трансграничной передачи персональных данных прописан в № 266-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ в новой редакции, Роскомнадзор утверждает перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 № 152-ФЗ, на оператора ПДн возложена дополнительная обязанность по оценке соблюдения органами власти иностранных государств, иностранными физическими и юридическими лицами конфиденциальности персональных данных, а также обеспечения безопасности при их обработке.

«Оценка необходима для того, чтобы оператор мог убедиться в благонадежности своих контрагентов, их способности соблюдать права граждан как субъектов персональных данных», – отметило ведомство в письме. – «Обязанность проведения данной оценки находится в исключительной компетенции оператора и предусмотрена российским законодательством с 2011 года».

Подробно об этих и других изменениях, внесённых № 266-ФЗ в работу с персональными данными говорили эксперты и члены Ассоциации «Р1» на закрытом диалоге. Хотите получить доступ к материалам, а также пользоваться другими преимуществами членов – вступайте в объединение профессиональных управляющих недвижимостью.